ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
II. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 6
III. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ.. 7
- ОБРАЗОВАНИЕ. 7
- ТРУД.. 10
- ЗДОРОВЬЕ. 14
- СЕМЬЯ.. 16
- ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ. 19
- ДОСУГ И ТВОРЧЕСТВО.. 21
- БЕЗОПАСНОСТЬ. 24
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 27
V. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ.. 28
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Молодежь является наиболее активной частью общества, что определяет важность проведения последовательной целенаправленной политики в отношении этой социальной группы. Потенциал молодого поколения традиционно востребован в экономико-технологической, научной, социальной и информационной сферах. Социальное становление и развитие молодежи, более полная реализация ее возможностей в интересах каждого молодого человека и всего общества актуализируют потребность перспективного видения целей, задач, инструментов и механизмов реализации Стратегии.
Необходимость в разработке Стратегии как документа определяется следующими факторами:
− особым статусом молодежи как социальной группы, призванной обеспечивать долгосрочное конкурентоспособное развитие Республики Беларусь;
− переходом на инновационную модель развития, актуализирующего участия молодежи в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии государства и общества;
− расширением спектра социальной активности молодежи, связанной с ее действенным участием в государственном управлении и развитии гражданского общества.
Повышение роли молодежи в жизни общества должно рассматриваться в контексте развития и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития и успешности каждого молодого человека.
Ключевым условием для эффективной реализации всех приоритетов Стратегии является деятельность, направленная на формирование патриотизма у молодого поколения, основанного на традиционных ценностях белорусского народа.
Целью Стратегии является улучшение качества жизни молодежи и усиление ее роли в социально-экономическом развитии Республики Беларусь.
Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере молодежной политики, Стратегия нацелена на обеспечение конституционных прав и свобод молодежи и согласуется со следующими Республики Беларусь на среднесрочную и долгосрочную перспективы нормативными правовыми актами:
- Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.;
- Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, закрепляющей соблюдение конституционных прав и свобод в качестве основных национальных интересов в политической сфере, а изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей – в качестве одной из внутренних угроз национальной безопасности в социальной сфере;
- Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31, предусматривающей необходимость привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности, включая инновационную предпринимательскую деятельность;
- Указами Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 18 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи» и № 19 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов», закрепляющими механизмы государственной поддержки талантливых молодых граждан, достигших успехов в учебной и научно-исследовательской деятельности, творчестве и спорте;
- Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З, регулирующим вопросы образования молодых граждан, на каждой из его ступеней;
- Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», служащим ключевым нормативным правовым актом в сфере государственной молодежной политики, содержащим принципы и направления работы с молодежью;
- Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», обеспечивающим реализацию конституционного права молодых граждан на объединение, а также определяющим гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки таких объединений;
- Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», определяющим цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250, определяющей основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в области образования и молодежной политики;
- Стратегией развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743, предусматривающей создание системы тиражирования успешных проектов в области молодежного предпринимательства и обучение основам и навыкам предпринимательства на всех уровнях в рамках программ основного и дополнительного образования (в том числе предусматривающей создание школьных бизнес-компаний);
- Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобренная протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10, подчеркивающей необходимость проведения эффективной молодежной политики для развития потенциала молодых людей, создание условий для их самоорганизации, активного и эффективного развития и участия в жизни общества и закрепляющей направления для достижения такой эффективности.
Тенденции и риски в молодежной среде определены на основании анализа статистических данных и информационно-аналитических материалов Национального статистического комитета Республики Беларусь, Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства образования Республиуи Беларусь[1]; а также социологического исследования «Ситуация в молодежной среде страны», проведенного Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета в 2019 г.
II. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Настоящий документ определяет основные принципы реализации Стратегии развития государственной молодежной политики, а именно:
верховенства права – реализации государственной молодежной политики на республиканском и местном уровнях в строгом соответствии с положениями действующего законодательства Республики Беларусь для обеспечения прав и свобод молодых граждан;
демократизма – привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и общества в целом;
гуманизма – уважения личности каждого молодого гражданина и проявления заботы о его всестороннем развитии;
гласности – открытости и доступности информации при решении вопросов в сфере государственной молодежной политики;
всеобщности – сочетания интересов всех граждан и организаций, участвующих в формировании и реализации государственной молодежной политики;
научности – использования научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию ситуации в молодежной среде, разработке законодательства в сфере государственной молодежной политики;
дифференциации – осуществления республиканских и местных молодежных программ по вопросам обучения, воспитания, профессиональной подготовки, культуры и искусства, занятости, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, туризма и иным вопросам с учетом возраста молодых граждан;
интеграции – выработки совместной стратегии и объединения усилий в сфере государственной молодежной политики всех ее участников, их скоординированной деятельности; межмведомстенного и межсекторального взаимодействия всех субъектов государственной молодежной политики, а также взаимодействия между органами государственной власти, общественными объединениями и бизнес-сообществом;
недискриминации и инклюзии – организации общественной среды для каждого члена социума, в том числе людей с инвалидностью и иных лиц с особыми потребностями, обеспечивающей полноценную интеграцию каждого молодого человека в общественную жизнь, а также уважение и защиту их прав без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства;
системности – обеспечения взаимосвязи всех видов деятельности в рамках реализации государственной молодежной политики;
приоритета общественной деятельности – преимущественного содействия социально значимым инициативам молодежи и ее объединений при финансировании мероприятий в сфере молодежной политики;
самостоятельности молодых людей и молодежных общественных объединений в деятельности по реализации конституционных прав и свобод.
III. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ
В Стратегии выделяются семь приоритетов развития государственной молодежной политики, которые соотносятся с основными сферами жизнедеятельности молодежи, представляющие особую ценность для молодых людей (на основе социологического исследования «Ситуация в молодежной среде Республики Беларусь», проведенного по заданию Министерства образования Республики Беларусь, 2019 г.). Стратегия, как инструмент долгосрочного планирования, содержит краткую характеристику ситуации по каждому приоритету, описание выявленных рисков и задачи по их минимизации. Предложенные инструменты, средства реализации разработаны с учетом принципа возрастной дифференциации молодежи и будут конкретизированы в программах, прямо либо опосредованно направленных на реализацию государственной молодежной политики.
1. ОБРАЗОВАНИЕ
Краткая характеристика ситуации
Система образования Республики Беларусь ориентирована на обеспечение доступности образования для всех категорий молодежи, в том числе молодых людей с особенностями психофизического развития, на развитие потенциала молодежи с ее активным вовлечением в общественную жизнь, на создание необходимых условий для удовлетворения запросов молодежи в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. В системе образования действуют общие механизмы и подходы, направленные на разработку современных методик воспитания и обучения, создание условий для стимулирования интеллектуальной и творческой деятельности молодежи.
В настоящее время молодежь Республики Беларусь в возрасте 14-30 лет составляет 1921,07 тыс. чел. и характеризуется одним из самых высоких в мире уровнем грамотности (99,8%). Однако прослеживается тенденция снижения доли молодежи в общей численности населения с 2005 по 2018 гг. (с 27,0% до 20,2%), а следовательно, и снижение численности обучающихся в учреждениях образования (школе, лицеях, колледжах и университетах) с 19,52% до 15,41%.
Молодежь, занятая в образовательном процессе, составляет 1462,9 тыс. чел., из них:
– получают общее среднее образование – 1010,4 тыс. чел. (1066 учащихся на 10 000 человек населения) в 3035 учреждениях общего среднего образования;
– получают профессионально-техническое образование – 65,7 тыс. чел. (69 учащихся на 10 000 человек населения) в 180 учреждениях профессионально-технического образования;
– получают среднее специальное образование – 113,3 тыс. чел. (119 учащихся на 10 000 человек населения) в 226 учреждениях среднего специального образования;
– получают высшее образование на I ступени – 268,1 тыс. чел. и на II ступени – 14,7 тыс. чел. (298 студентов на 10 000 человек населения) в 51 учреждении высшего образования, Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси и в ряде научных организаций;
– получают послевузовское образование на I ступени (аспирантура) – 5,4 тыс. чел. в 119 учреждениях образования, научных организациях, иных организациях.
Белорусская молодежь сохраняет высокую внутреннюю мотивированность к непрерывному росту образовательного уровня, раскрытии своего потенциала и саморазвитии посредством приобретения профессиональных, надпрофессиональных и социально-личностных компетенций в формальном и неформальном образовании, которые соответствуют перспективным запросам рынка труда, общества и личности. В частности, в 2016–2017 гг. молодые люди составляли более 50% обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), 23,5% исследователей, выполнявших научные исследования и разработки.
Вместе с тем в национальной системе образования недостаточно сформированы институциональные, правовые и материально-технические условия для удовлетворения всех запросов молодежи в формировании актуальных и востребованных компетенций. международно признанного образования.
Риски
- недостаточное развитие в действующей системе образования актуальных элементов институциональной, правовой и материально-технической базы, обеспечивающих опережающее формирование у молодежи востребованных ключевых социально-личностных, профессиональных и надпрофессиональных (SoftSkills) компетенций, необходимых в современном информационном обществе, отвечающих требованиям формирующихся технологических укладов и соответствующих уровню развития науки и техники;
- пассивная и формальная роль обучающейся молодежи в процессах управления и обеспечения качества в системе образования; отсутствие действенных механизмов выявления и учета запросов инициативной молодежи при проектировании содержания образовательных программ, реализации социально-значимых и общественных инициатив;
- отсутствие согласованности механизмов раннего и эффективного поиска, становления, развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системе формального и неформального образования, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность;
- преобладание исходящей миграции абитуриентов, обучающихся, выпускников, молодых ученых.
Задачи
- адаптация структуры национальной системы образования и содержания образования к перспективным запросам рынка труда, общества и личности;
- пересмотр подходов по взаимодействию с молодежью (в системе образования, в обеспечении качества образования, в процессах управления на всех уровнях образования) в целях активизации ее роли, повышения уровня и качества социальной ответственности и включенности в процессы устойчивого развития на уровне страны, региона, мира;
- формирование в системе образования организационно-правовых и материально-технических условий для развития и поддержки научной деятельности и инновационного поведения молодежи;
- развитие в системе образования новых механизмов взаимодействия с молодежью в обеспечении качества образования, в процедурах управления для комплексного учета запросов молодежи (получения обратной связи) и формирования социально-личностных и надпрофессиональных компетенций;
- создание эффективных механизмов адресного и раннего выявления, развития, обучения, поддержки и профессионального становления научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системах формального и неформального образования.
Инструменты, средства реализации
‒ оптимизация институциональной структуры и содержания образования в целях обеспечения соответствия системы профессиональной подготовки экономическим, социальным и демографическим реалиям с учетом выявленных потребностей и технологических новшеств;
‒ внедрение современных форм, методов и технологий обучения и преподавания, стимулирующих самообразование молодежи, образовательную активность, формирование личности молодого человека на основании конституционных прав и свобод;
‒ оптимизация содержания образовательных программ с учетом направленности на достижение ключевых социально-личностных, надпрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, их соответствия требованиям профессиональных стандартов;
‒ правовое обеспечение механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающейся молодежи в системах формального и неформального образования;
‒ разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в том числе неформального образования, полученного с использованием информационно-коммуникационных технологий (в том числе массовых открытых онлайн-курсов);
‒ создание системы сертификации социально-личностных и надпрофессиональных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ими общественной и социально-значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
‒ разработка и внедрение воспитательных инноваций на основе использования воспитательного потенциала учебных предметов (дисциплин), производственной практики, наставничества;
‒ внедрение финансовых и правовых механизмов поддержки инновационного поведения обучающейся молодежи, в том числе поддержка молодежных стартапов и инициатив, обеспечение участия белорусских команд обучающихся в тематических международных соревнованиях;
‒ оптимизация системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, сформированными социально-личностными и надпрофессиональными компетенциями, возможностями самореализации;
‒ разработка методологии и внедрение сбалансированного спроса на подготовку молодых специалистов с разным уровнем непрерывного профессионального образования для соответствующих профессиональных ниш на национальном рынке труда;
‒ внедрение новых инструментов (в том числе автоматизированной информационно-аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа данных) для адресного и раннего выявления, эффективного развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи;
‒ интеграция молодых ученых и педагогических работников-выходцев из Беларуси, работающих за рубежом, в национальную систему образования, инновационную и научно-исследовательскую деятельность;
‒ совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодежи с особенностями психофизического развития.
Ожидаемые результаты
- повысится уровень образованности общества и повышение позиций Республики Беларусь в группе стран с самым высоким уровнем человеческого развития (Индекс человеческого развития);
- вырастет устойчивый спрос молодежи на получение образования в белорусских учреждениях образования и повышение образовательной активности белорусской молодежи на всех уровнях основного и дополнительного образования;
- повысится качество профессиональной подготовки обучающейся молодежи и позитивное влияние на ее трудоустраиваемость, обеспеченность отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными специалистами с опережающим уровнем подготовки;
- будет сформирована эффективная система государственно-частного партнерства для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей молодежи в системах формального и неформального образования;
- будет обеспечено функционирование прикладных научных и инновационных площадок (технопарки, бизнес-инкубаторы, фаблабы, зоны коворкинга и т.д.) для молодежи;
- увеличится количество научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи, вовлеченной в управленческую, научную и инновационную деятельность.
2. ТРУД
Краткая характеристика ситуации
В Республике Беларусь ставится задача формирования высокого уровня компетентности, создания условий для профессионального самоопределения, трудоустройства и карьерного роста молодых людей. Вместе с тем на современном этапе развития независимого белорусского государства существует риск оттока молодых трудовых кадров среди молодых людей за границу. С одной стороны, молодежь является мобильной социальной группой на рынке труда, но также по разным причинам весьма уязвимой в сфере трудовых отношений. На 2017 г. уровень безработицы среди молодежи составил 7,2%, а средняя продолжительность безработицы – 2,7 месяца.
Среди безработной молодежи 17,9% составляют молодые люди, получившие высшее образование, 19,4% – среднее специальное образование, 33,3% – профессионально-техническое образование, что можно связать с существующей тенденцией получения образования по специальностям и квалификациям не всегда востребованным на рынке труда. Включение молодежи в систему трудовых отношений во многом обусловлено также тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте, с объективным соотношением спроса и предложения на рынке труда.
Негативно влияют на трудоустройство молодежи также следующие факторы:
завышенные требования отдельных работодателей к нанимаемым работникам (опыт работы, высокая квалификация, возрастной и гендерный ценз);
низкий уровень оплаты труда работников определенных квалификаций, низкая привлекательность рабочих профессий, отсутствие социального пакета.
В сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет значительную долю работающих. Наибольший удельный вес молодежи в общей численности работников отмечается в следующих видах экономической деятельности: гостиницы и рестораны – 39 %; финансовая деятельность – 35,3 %; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 36 %; строительство – 29,3 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям – 29,2 %. Однако в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и местного управления количество молодых работников не является преобладающим.
В условиях меняющихся обновления технологий технических регламентов, квалификация специалиста, его жизненные установки, способность обучаться, активность и социальная ответственность становятся решающим фактором конкурентоспособности молодых людей. Молодежь, как трудовая группа, имеет здоровье, высокую производительность труда, мотивирована к получению результата работы, карьерному росту и финансовому благополучию. Она обладает значительным потенциалом для предпринимательской деятельности, так как именно молодым гражданам свойствен творческий подход к решению стандартных задач, им присуще оригинальное и видение новых возможностей по совершенствованию существующих производственных систем и модернизации производственных процессов. Кроме того, молодые граждане обладают знаниями и навыками для участия в построении IT-страны посредством разработки и развития инновационных и высокотехнологичных бизнес-проектов мирового уровня..
Риски
- неосознанность профессионального выбора;
- недостаточная квалификация молодых кадров;
- интенсивная динамика изменений на рынке труда;
- недостаточный спрос на рынке труда на молодых работников без опыта работы или с небольшим опытом работы;
- уровень оплаты труда, условия материального стимулирования и профессионального продвижения, не способствующие закреплению молодых специалистов в организациях;
- миграционный отток трудовых кадров;
низкая заинтересованность и отсутствие у молодых людей достаточных знаний и компетенций для предпринимательской деятельности и социального предпринимательства.
Задачи
- создание условий для профессионального выбора и карьерного роста молодежи;
- целенаправленная работа по продвижению труда как ценностной категории, повышению привлекательности рабочих профессий;
- обеспечение взаимодействия между учреждениями образования и организациями в процессе профессиональной подготовки специалистов;
- снижение (минимизация) молодежной безработицы;
- совершенствование механизма стимулирования приема на работу молодых людей, в том числе с инвалидностью;
- обеспечение защиты прав работающей молодежи, ликвидация возрастной и гендерной дискриминации при трудоустройстве;
- совершенствование кадровой молодежной политики;
- развитие молодежного предпринимательства и социального предпринимательства молодежи.
Инструменты, средства реализации
организация и совершенствование системы профориентационной работы, разработка эффективной системы профориентации и подбора специальностей и профессий для молодых людей;
содействие в реализации временной (вторичной) занятости молодежи (посредством развития движения студенческих отрядов, индивидуального трудоустройства и т.д.);
взаимодействие между учреждениями образования и организациями в разработке образовательных программ и непосредственной практической подготовке молодежи в процессе обучения;
разработка механизма прогнозирования востребованных в перспективе специальностей на рынке труда;
создание системы обучения и сопровождения на местах молодых сотрудников без опыта работы: развитие института наставничества в организациях различных форм собственности;
создание сети многопрофильных центров занятости по работе с молодежью по месту жительства;
проведение исследований, посвященных проблеме безработицы среди молодежи для разработки и реализации мер по трудоустройству молодежи;
стимулирование трудоустройства в сельской местности посредством развития социальной инфраструктуры и предоставления материальной поддержки молодым специалистам;
обеспечение прозрачности размещения вакансий, подбора кадров, в том числе, в том числе на конкурсной основе; использование дополнительных стимулов для повышения заинтересованности работодателей, независимо от форм собственности, при приеме на работу молодых специалистов, в том числе с особыми потребностями; при создании рабочих мест для молодежи, ее профессиональной подготовки и переподготовки, производственном обучении;
стимулирование работодателей для трудоустройства профессионального сопровождения и социальной поддержки молодых людей с инвалидностью;
совершенствование механизма формирования перспективного кадрового резерва посредством выявления и продвижения молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества, способной к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях; развитие в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования системы формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и компетенций ведения предпринимательской деятельности и социального предпринимательства;
обучение молодежи основам финансовой грамотности, теоретическим и практическим основам осуществления предпринимательской деятельности, самозанятости, социального предпринимательства, основам правового регулирования предпринимательской деятельности, механизмам использования инвестиционных возможностей;
развитие системы льготного кредитования и микрокредитования для реализации молодежных бизнес-проектов;
реализация механизма поддержки бизнес-инициатив и малого бизнеса посредством стимулирования деятельности частных инвесторов и венчурных фондов, предоставления налоговых и иных льгот для выпускников или впервые получающих предпринимательский опыт молодых людей и развитие иных условий ведения бизнеса.
Ожидаемые результаты
- увеличение индекса уровня социального благополучия молодежи;
- повышение качества конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов;
- снижение уровня молодежной безработицы;
- увеличение количества молодых людей, занятых в различных отраслях и видах экономической деятельности;
- устойчивый рост доходов молодежи;
- повышение социально-экономической активности молодых людей, в том числе с инвалидностью;
- увеличение количества молодежных бизнес-проектов, в том числе, инновационных; рост малого бизнеса и повышение предпринимательской инициативы у молодежи;
- повышение уровня знаний и компетенций предпринимателей и собственников бизнеса из числа молодежи;
- расширение инвестиционных механизмов и возможностей получения инвестиций на ранних стадиях развития бизнес-проектов.
3. ЗДОРОВЬЕ
Краткая характеристика ситуации
Вопросы сохранения здоровья молодежи являются одними из ключевых в иерархии социальных ценностей современного общества, а мероприятия в области охраны здоровья, будучи частью системы социальной защиты молодежи, одновременно выступают тем индикатором, который показывает состояние качества жизни молодых людей. Несмотря на это в молодежной среде недостаточно сформировано критичное отношение к понятию о здоровье и его ценности, что создает предпосылки к потере приоритетности его сохранения. Только 13,8 % от численности возрастной группы 16-29 лет ведут активный здоровый образ жизни; абсолютное большинство молодых людей (85,6 %) считает необходимым придерживаться здорового образа жизни, но не делает этого. Важными проблемами являются наркотизация молодежи (в частности, только молодые люди в возрасте 15‒17 лет составляют 5,8 % от общего числа зарегистрированных наркозависимых), высокий удельный вес курящих среди молодежи (22,9% на 2018 г.).
В Республике Беларусь огромное значение придается физическому воспитанию подрастающего поколения, оздоровлению нации, повышению долголетия и продления творческой жизни граждан. Формирование здорового образа жизни – фундамент проводимой государством политики в области охраны здоровья. В республике создана целая отрасль, направленная на развитие физкультуры, спорта и туризма, в которую государство вкладывает значительные финансовые ресурсы, тем самым создавая реальные возможности для сохранения здоровья молодежи. В стране насчитывается 23,3 тыс. физкультурно-спортивных сооружений. Однако стоит отметить, что для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и районах на 2017 г. функционировал только 151 объект (в том числе городские, районные физкультурно-оздоровительные центры, центры физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивные клубы).
Вместе с тем во всем мире и в нашей стране нарастает актуальность проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья молодых людей: «омоложение» сердечно-сосудистых, эндокринных, гинекологических, невротических, онкологических заболеваний и болезней обмена веществ. Для молодежи, как наиболее репродуктивно активной части населения, остается проблема бесплодия, которая является индикатором патологических изменений в организме и оказывает пожизненное стрессовое воздействие.
Все это обуславливает повышенные требования к внутренним ресурсам молодого человека, его физическому и психическому здоровью.
Риски
- распространение и раннее формирование алкогольной и никотиновой зависимостей и рост ассоциированной заболеваемости, увеличение числа молодых людей с наркотической зависимостью и их последующая инвалидизация или гибель;
- распространенность форм рискового и социально опасного поведения молодежи;
- снижение физической активности молодежи,
- рост заболеваемости невротическими и психическими расстройствами, психоэмоциональные перегрузки;
- недостаточная сформированность культуры здорового образа жизни.
Задачи
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье молодых людей;
- сформировать ответственное поведение и ценностное отношение молодежи к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений;
- формировать положительный образ молодежи, ведущей активный и здоровый образ жизни;
- обеспечить широкое вовлечение молодежи в процесс формирования здорового образа жизни, массовые занятия физкультурой и спортом;
- совершенствовать систему профилактики, диагностики и лечения зависимостей.
Инструменты, средства реализации
создание необходимых условий для занятий физкультурой и спортом, предполагающих качество, доступность и современность спортивной инфраструктуры, особенно по месту жительства детей и молодежи;
усиление профилактической работы по предотвращению табакокурения, пьянства и наркомании; разработка новых эффективных форм работы по снижению уровня уязвимости молодежи, связанных с небезопасным поведением, стрессами и психическими расстройствами;
ограничение доступности табачной и алкогольной продукции;
создание и совершенствование системы клубной и секционной здоровьесберегающей работы по месту жительства молодых людей, в том числе с повышением степени участия органов местного самоуправления;
развитие системы реабилитации и адаптации молодых людей с особенностями психофизического развития и молодых инвалидов к полноценной жизни посредством занятий физической культурой и спортом;
подготовка специалистов по работе с молодежью со специализацией по формированию здорового образа жизни среди подростков и молодежи;
разработка механизма стимулирования работодателей по созданию условий для занятий физкультурой и спортом и охраны здоровья;
развитие молодежного туризма и экскурсионной работы с молодежью;
модернизация существующей и создание новой инфраструктуры отдыха и оздоровления молодежи;
использование современных медиа-технологий и возможностей средств массовой коммуникаций для популяризации здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- будет создан устойчивый социальный имидж молодого человека, ведущего активный и здоровый образ жизни;
- увеличится количество молодых людей, ведущей здоровый образ жизни;
- уменьшится уровень инвалидизации и смертности среди молодежи;
- снизится заболеваемость в молодом возрасте;
- снизится количество случаев бесплодия;
- увеличится доступность спортивной инфраструктуры в организациях и на предприятиях, а также по месту жительства;
- повысится уровень культуры здорового образа жизни и ответственности молодежи за сохранение и укрепление своего здоровья;
- повысится уровень психологического и психического здоровья и устойчивость к стрессовым ситуациям;
- уменьшится количество молодых людей с рисковыми и социально опасными формами поведения.
4. СЕМЬЯ
Краткая характеристика ситуации
В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Вопросам укрепления института семьи, повышения престижа семейных ценностей, государственной поддержки семей с детьми уделяется повышенное внимание.
Анализ статистических данных и информационно-аналитических материаловпоказал тенденцию увеличение возраста вступления в брак, увеличение возраста женщин при рождении первого ребенка, планирование семьями рождения детей на более поздний срок, высокий показатель разводов, а также установка белорусской молодежи на 1-2-детную семью. Так, в 2018 году средний возраст при вступлении в первый брак составил у женщин – 25,8 лет, у мужчин – 27,9 лет (в 2011 году – 24,5 и 26,6 лет соответственно); средний возраст женщины при рождении ребенка составил 29,2 лет, а при рождении первенца – 26,5 лет (в 2011 году – 27,5 и 25,1 соответственно).Материальные сложности при решении жилищного вопроса молодой семьи явиться одной из причин планирования рождения детей на более поздний срок. Данные статистики показывают достаточно высокий уровень разводов в белорусских семьях. Около половины созданных семей распадаются (32 тыс. разводов – в 2017 году, в 2016 г. – 32,6 тыс., в 2015г. – 34,9 тыс. разводов).
Отмечается психологическая неготовность значительной доли молодых граждан к семейной жизни,а такженеоднозначное восприятие готовности к вступлению в брак у мужчин и женщин. Выявлено, что 48,2% молодых люей субъективно не готовы к браку. Отмечается низкая самооценка готовности к браку по параметрам «Готовность к семейной жизни», «Материальная готовность к браку», «Каждый должен вступить в брак». Показатели самооценки готовности к браку у мужчин значимо ниже, чем у женщин. Характерна чрезмерная опека молодых людей старшим поколением (родителями, педагогами), что приводит к неспособности или нежеланию молодых людей брать на себя ответственность.
Остаются актуальными вопросы молодых людей, которые сталкиваются с жестоким обращением в семье или находятся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, конфликтами и асоциальным поведением и иными проблемами, которые объективно нарушают их жизнедеятельность и не могут быть решены ими самостоятельно.
Сложившаяся ситуация требует укрепления института семьи, поддержки и защиты институтов материнства и отцовства, сохранения духовно-нравственных ценностей семейных отношений, повышения престижа института брака и родительства, поддержки молодых семей.
Риски
- понижение статуса института брака и ослабление позитивных аспектов духовно-нравственных семейных ценностей;
- увеличение числа разводов и количества неполных семей;
- снижение уровня репродуктивного здоровья;
- ослабление связей между поколениями в семье;
- недостаточная социально-психологическая готовность молодежи к семейной жизни.
Задачи
- социальная и финансовая поддержка молодых семей;
- обеспечение доступности жилья для молодых семей;
- повышение качества семейного досуга, оздоровления и занятия спортом для молодежи;
- укрепление связей между поколениями;
- поддержка и продвижение позитивного образа семьи и брака;
- обеспечение социально-психологической подготовки к семейной жизни и поддержки молодой семьи на различных этапах ее развития;
- создание условий для рационального сочетания мужчинами и женщинами профессиональных и семейных обязанностей в молодых семьях;
- противодействие насилию в молодых семьях и семьях с детьми.
Инструменты, средства реализации
существенное снижение налоговой нагрузки для семей, воспитывающих детей;
обеспечение доступности социально-бытовых услуг семьям с несовершеннолетними детьми;
формирование системы государственных субсидий и иных финансовых инструментов для обеспечения жильем (в том числе арендным) молодых семей с несовершеннолетними детьми;
развитие доступной инфраструктуры для семейного досуга, оздоровления и занятия спортом;
диверсификация корпоративных форм поддержки семей с детьми (развитие сети корпоративные и частных детских садов, гибкий график работы и отпуска для родителя и др.);
совершенствование системы межведомственного и общественного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, находящихся в социально-опасном положении;
информационная поддержка позитивного образа многодетной семьи как общественно признанного и одобряемого института современного общества;
создание служб психологической и юридической поддержки молодой семьи, включая медиацию;
популяризация различных форм совместного времяпрепровождения всех поколений в семье;
содействие объединению молодых семей в общественные союзы, ассоциации и клубы;
развитие новых форм социальной работы по формированию ответственного отцовства, поэтапное распространение на молодых отцов права на льготные режимы занятости в связи с выполнением семейных обязанностей, а также дополнительную поддержку работающим отцам в целях повышения мотивации к использованию отпуска по уходу за ребенком и активности по воспитанию детей;
совершенствование комплекса мер по противодействию насилию в молодых семьях и семьях с детьми;
включение отпуска по уходу за ребенком до трех лет в общий страховой стаж работы;
разработка эффективного механизма поддержки молодых семей, имеющих детей с инвалидностью, для создания условий полноценной жизни.
Ожидаемые результаты
- укрепится социальное и финансовое положение молодых семей;
- молодым семьям будет предоставлен доступ к жилью и/или государственным субсидиям на строительство жилья не менее нормативов, установленных государственными минимальными социальными стандартами;
- увеличится количество объектов инфраструктуры для семейного досуга, оздоровления и занятий спортом;
- уменьшится количество разводов в молодых семьях;
- уменьшится количество бездетных семей, увеличится количество семей с двумя и более детьми;
- усилится роль обоих родителей в воспитании детей;
- уменьшится количество детей, находящихся в социально опасном положении;
- снизится количество случаев насилия в молодых семьях и семьях с детьми.
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ
Краткая характеристика ситуации
Значимым направлением развития государственной молодежной политики является участие молодых людей в формировании и реализации молодежных инициатив, в принятии решений, в поддержке активного участия молодежи в местном самоуправлении, в общественно политической деятельности.
В Республике Беларусь созданы условия для развития молодежных общественных объединений и организаций: создан и актуализируется республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов. Общественные объединения выступают социальным партнерами государственных органов в реализации молодежной политики, оказывают значительное влияние на формирование системы ценностных ориентаций, мировоззрения, убеждений, образа жизни молодых людей, их политическую зрелость, вовлекая их в социально значимую и общественно полезную деятельность.
Несмотря на то, что сектор молодежных общественных объединений в Беларуси является не самым крупным по числу организаций (11% от числа всех общественных объединений), он довольно массовый по числу участников (не менее 300 тыс. чел.). Вместе с тем остается актуальной задача повышения участия молодых граждан в общественно-политической жизни страны, особенно в малых городах и сельской местности, т.к. 62% молодежных общественных объединений зарегистрировано в г. Минске.
Представляется актуальным повышение вариативности профилей молодежных общественных объединений, поскольку в настоящее время подавляющее их большинство (78 %) основным направлением своей деятельности определяет образование, обучение, просвещение. Практически половина организаций концентрируется на деятельности в сфере культуры. Наименьшее количество молодежных организаций (6 %) занимается решением экологических проблем.
Значимым направлением развития государственного и общественного партнерства является функционирование при органах государственной власти молодежных консультативных и представительных структур в виде молодежных парламентов (избираемые) и молодежных советов (неизбираемых), которые начинают формироваться в единую республиканскую систему молодежных консультативных представительных структур.
В настоящий момент избирательным правом в Беларуси обладают почти 2 миллиона молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, то есть практически четверть от числа всех избирателей Беларуси. В связи с этим важным стратегическим направлением развития государственной молодежной политики выступает целенаправленная работа с молодым электоратом. Изучение электоральных настроений молодых граждан, снижение политических угроз и рисков продиктованы необходимостью активного вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь страны.
Риски
- низкая степень участия молодежи в различных формах политической и общественной жизни;
- низкая информированность молодых людей о деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- отсутствие единого комплексного подхода к деятельности молодежных консультативных и представительных структур на республиканском и местном уровнях;
- недостаточный уровень политической культуры молодежи;
- подверженность молодежи политическим манипуляциям и влиянию экстремистских идей.
Задачи
- повышение роли и степени молодежного участия в решении задач государственной молодежной политики;
- повышение степени участия молодых людей в решении проблем на местном и национальном уровнях; повышение качества молодежных проектов;
- совершенствование механизмов взаимодействия общественного и государственного сектора в сфере работы с молодежью;
- стимулирование участия молодежи в деятельности молодежных консультативных и представительных структур; повышение эффективности функционирования молодежных структур;
- укрепление взаимопомощи и сотрудничества между молодежными общественными организациями;
- поддержка молодежных движений, объединений и молодежных лидеров;
- повышение уровня политической культуры молодежи.
Инструменты, средства реализации
привлечение молодежи к разработке и реализации молодежной политики посредством участия в рабочих группах, комитетах, консультаций, совместной подготовки документов и принятия решений, установления стратегических партнерских связей;
целенаправленная системная работа по выявлению и развитию лидерских качеств молодых людей;
создание единого республиканского кадрового реестра для государственных органов и организаций из числа активных участников детских и молодежных общественных объединений, молодежных консультативных структур;
поддержка активного участия молодежи в местном самоуправлении;
поощрение молодежных инициатив через республиканские конкурсы на выявление лучших практик молодежной управленческой инициативы;
диверсификация институтов молодежного самоуправления и увеличение количества молодежи, осознанно участвующей в общественно-политической и социально значимой деятельности в местном сообществе и на уровне страны;
развитие технологий информирования о деятельности детских и молодежных общественных объединений;
системное взаимодействие государства с молодежными общественными объединениями в процессе формирования и реализации государственной молодежной политики, в том числе выработки и реализации управленческих решений, затрагивающих права и свободы молодежи; формирование и развитие консультативных и представительных структур (молодежных парламентов при законодательных органах и молодежных советов при исполнительных органов), разработка правового регулирования для деятельности указанных структур, обеспечения обязательного участия представителей таких структур в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы молодежи.
Ожидаемые результаты
- формирование механизмов координации деятельности всех заинтересованных сторон в области молодежной политики позволит максимально эффективно использовать потенциал государства и гражданского общества в молодежной сфере;
- увеличение числа молодых граждан, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления, молодежных структур при органах исполнительной и законодательной власти;
- построение единой и целостной системы молодежных консультативных и представительных структур при органах государственной власти на республиканском и местном уровнях;
- повышение политической культуры молодых граждан;
- повышение степени участия молодежи в избирательных кампаниях.
6. ДОСУГ И ТВОРЧЕСТВО
Краткая характеристика ситуации
Создание условий для организации культурно-досуговой деятельности, реализации творческого потенциала молодых людей являются актуальными направлениями государственной молодежной политики Республики Беларусь. Совершенствуется работа с молодежью, развиваются традиционные и появляются новые виды культурно-досуговой деятельности.
Социокультурное пространство Беларуси характеризуется открытостью, плюрализмом, процессами виртуализации и развития сетевых сообществ, активной интеграцией белорусской молодежи в мировое культурное пространство. По этой причине творческая деятельность молодежи претерпевает существенные изменения.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что для молодежи лидирующими являются пожелания «увеличить число культурно-досуговых учреждений» (48,8%), «содействовать развитию молодежного туризма» (47,0%), «сократить число платных форм, связанных с организацией досуговых мероприятий» (45,3).
Актуальными тенденциями являются: переосмысление традиционных ценностных систем, коммерциализация культурного пространства, неравный доступ к возможностям досуга и творчества и культурным мероприятиям в городах и сельской местности, неэффективное использование потенциала информационных технологий для организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
Важным условием формирования идентичности молодежи страны является развитие белорусской культуры и постоянное расширение использования национального языка как средства межличностного общения. Вместе с тем, белорусский язык считают своим родным только 13,0% учащихся, 12,0% школьников и 13,9% работающих и безработных. В семье для общения используют белорусский язык 2,8% учащихся, 4,7% студентов, 3,6% студентов/безработных; с друзьями/знакомыми общаются на белорусском языке 2,3% учащихся, 1% студентов, 1% безработных; в учреждениях образования на белорусском языке общаются 7.3% учащихся, 3,4 % студентов. При этом более двух третей молодых граждан нашей страны являются по своей национальности белорусами.
В сложившейся ситуации необходимо развивать инфраструктуру для творческой самореализации молодежи, формирование информационной культуры молодых людей, акцентирование значимости достижений и образцов духовной и материальной культуры Беларуси в контексте мировой культуры, активное вовлечение молодежи в работу по сохранению национального историко-культурного наследия.
Риски
- снижение значимости достижений и образцов мировой культуры, в том числе и духовной и материальной культуры Беларуси в жизни молодых людей;
- недостаточно развитая система услуг в сфере культуры, ориентированная непосредственно на молодежную аудиторию;
- недостаточная представленность достижений культуры Беларуси, в том числе результатов творчества молодых людей, на международном уровне;
- трансформация образцов массовой культуры в модели поведения и жизненные ориентиры.
Задачи
- популяризация национальной культуры, искусства, языка в молодежной среде в контексте достижений и образцов мировой культуры, а также поддержка молодых людей в их национально-культурном самоопределении;
- расширение возможностей участия молодых людей в культурной жизни страны независимо от региона проживания;
- поддержка развития разнообразных форм и видов досуга молодых людей;
- усиление роли молодежи в деятельности по сохранению исторической памяти, историко-культурного наследия и традиций Беларуси;
- стимулирование художественного, научного и технического творчества молодежи.
Инструменты, средства реализации
ÿ развитие форм популяризации белорусской культуры и языка среди молодежи;
ÿ расширение спектра услуг в сфере культуры и искусства, ориентированных на молодежь и разработанных совместно с молодежью;
ÿ создание условий для развития молодежных инициатив, в том числе предпринимательских, в сфере досуговой деятельности;
ÿ совершенствование системы информирования молодежи об актуальных возможностях в сфере культуры и искусства;
ÿ развитие доступной социально-культурной инфраструктуры и создание равных условий для досуга, эстетического воспитания и творческой реализации молодежи;
ÿ поддержка активных форм досуга молодежи, в том числе молодежного туризма;
ÿ поддержка современных молодежных субкультур конструктивного содержания;
ÿ стимулировать деятельность молодежных общественных объединений по изучению и охране историко-культурного наследия Беларуси;
ÿ разработка системы стимулирования и поддержки молодежных творческих инициатив;
ÿ совершенствование системы поддержки талантливой молодежи, оптимизация условий для реализации ее творческого потенциала, развитие системы грантовой поддержки молодежи в сфере культуры и искусства;
ÿ совершенствование механизма коммерциализации результатов молодежного творчества.
Ожидаемые результаты
- увеличится количество молодых людей, участвующих в местных, региональных, национальных и международных культурных программах и мероприятиях;
- увечится количество молодых людей и молодежных объединений, участвующих в мероприятиях по сохранению историко-культурного наследия Беларуси;
- расширится употребление белорусского языка в молодежной среде;
- увеличится количество творческих проектов и инициатив, организованных молодежью и для молодежи;
- увеличится количество молодых людей, участвующих в деятельности объединений по интересам, кружков, творческих коллективов и т.д.;
- молодым людям будет обеспечена доступность участия в мероприятиях культурной сферы, а также деятельности объединений по интересам, творческих коллективах и т.д., не зависимо от региона проживания;
- во всех регионах страны будут созданы многопрофильные молодежные центры как открытые площадки для молодежной социокультурной деятельности.
7. БЕЗОПАСНОСТЬ
Краткая характеристика ситуации
В Беларуси создана и функционирует система обеспечения безопасности молодежи, ее защищенности от угроз нарушения жизненно важных интересов, прав и свобод. Вместе с тем, в контексте новых реалий, содержание безопасности постоянно изменяется. Молодые люди сталкиваются с вызовами в социально-экономической, информационной, духовно-нравственной, демографической, экологической и других сферах общественной жизни. В условиях значительных социально-экономических преобразований и нестабильности вопросы обеспечения безопасности молодежи приобретают особую актуальность.
Серьезной проблемой остается молодежная преступность. Криминализация молодежной среды происходит на фоне таких негативных и опасных явлений, как распространение и употребление наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление алкоголем. В 2018 году в целом по стране выявлено 17 337 молодых лиц, совершивших преступления, что на 10,3% меньше, чем за 2017 год (19 333). Данная позитивная тенденция отмечается на протяжении трех последних лет. Вместе с тем, из общего числа виновных молодых лиц свыше четверти (27,1 %, или 4 703) на момент совершения уголовно наказуемых деяний находились в состоянии алкогольного опьянения.
В силу возрастных психофизиологических особенностей молодежь оказывается наиболее уязвимой для пропаганды радикальных идей и насильственного экстремизма. Складывающаяся в настоящее время ситуация демонстрирует негативные тенденции по вовлечению подростков и молодежи в общественно-опасную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий. На фоне этого все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности молодежи в интернете, который сегодня становится мощным инструментом манипуляции сознанием и поведением молодого поколения. В 2018 году в целом увеличилось число молодых граждан, пострадавших в результате совершения преступлений (+2,1 %; 16 078 – 16 409), в отношении их чаще совершались хищения путем использования компьютерной техники (рост в 2,1 раза; 799 – 1 644), преступления против информационной безопасности (+94,3 %; 350 – 680).
Достаточно острыми в контексте молодежной безопасности являются задачи обеспечения экологической безопасности и улучшения окружающей среды; охраны здоровья; развития инклюзивной среды; минимизации последствий негативных демографических процессов.
Обеспечение безопасности молодежи, как одно из эффективных условий успешного решения многочисленных проблем молодого поколения, в предстоящий период может стать для Беларуси важнейшим фактором и базовым условием успешного социально-экономического и политического развития.
Риски
- изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей, снижение доверия молодых граждан к традиционным гражданским институтам;
- неготовность молодых людей к защите от активного распространения в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации;
- криминализация молодежной среды;
- низкая культура безопасности жизнедеятельности молодых людей, ухудшение здоровья молодежи;
Задачи
- развитие на государственном уровне системы по защите молодежи от всех видов насилия и внешних угроз с координацией усилий между образовательными учреждениями, семьями, правоохранительными органами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения и др.;
- сокращение уровня смертности от внешних причин среди молодого поколения;
- создание условий жизнедеятельности, максимально снижающих риск вовлечения молодежи в совершение правонарушений и иных отклоняющихся от социальных норм действий; снижение уровня криминализации молодежной среды (в том числе всех видов преступлений, совершенных молодыми людьми);
- противодействие языку вражды и ненависти в информационном пространстве, профилактика насильственного экстремизма и радикализма; формирование критического мышления молодежи;
- формирование экологической культуры и экологического сознания молодых граждан;
- создание безопасной среды для молодежи, в том числе молодых людей с особыми потребностями, их активное включение во все сферы жизни общества.
Инструменты, средства реализации
оказание своевременного корректирующего воздействия на молодых людей, совершивших правонарушения и преступления, особенно впервые, с вовлечением в указанную деятельность всех субъектов профилактики;
дальнейшее совершенствование механизмов выявления уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере киберпреступлений, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
разработка инновационных технологий и тренажеров-симуляторов для отработки практических навыков спасения людей, пользования первичными средствами пожаротушения, вызова экстренных служб, эвакуации из задымленного помещения и т.д.; совершенствование и усиление практикоориентированности образовательных программ, направленных на обеспечение безопасности молодежи;
активное привлечение общественных объединений, волонтерских организаций для реализации проектов и программ, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, формирование безопасной среды;
разработка системы мониторинга случаев психологического и физического насилия в образовательной и профессиональной среде с целью их выявления и коррекции;
формирование конкурентоспособного белорусского контента, создание и функционирование на постоянной основе популярных и доступных для молодежи интернет-ресурсов и увеличение уровня доверия к нему в молодежной среде; системная работа в социальных сетях;
поддержка молодежных инициатив, направленных на формирование экологической культуры молодежи, практических умений и навыков в области рационального природопользования;
реализация эффективных механизмов обеспечения социальной безопасности молодых людей, в том числе через поддержку молодежи с особыми потребностями, повсеместное создание безбарьерной среды, внедрение новых форм социальной адаптации;
продвижение новых форм и методов профилактики безопасности дорожного движения;
усиление и совершенствование комплекса мер по охране труда молодежи.
Ожидаемые результаты
- сократится уровень смертности молодежи от внешних факторов;
- уменьшится количество всех видов правонарушений и преступлений в молодежной среде;
- снизится численность молодых людей, пострадавших в результате совершения преступлений и правонарушений;
- будет сформировано критическое мышление молодых людей, позволяющее противостоять деструктивным информационно-психологическим воздействиям;
- повысится уровень экологической культуры молодежи.
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация настоящей стратегии будет осуществляться в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.
Субъекты Стратегии
Субъектами Стратегии являются определенные в статье 5 Закона субъекты государственной молодежной политики:
- молодежь;
- молодые семьи;
- молодежные общественные объединения;
- государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.
Совершенствование институциональной структуры государственной молодежной политики
Совершенствование организационной структуры государственной молодежной политики предполагает:
- развитие партнерства молодежных и детских общественных объединений с государством, активное вовлечение их в разработку и реализацию государственной молодежной политики;
- создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в том числе посредством введения должности «Специалист по работе с молодежью», включенной в Единый квалификационный справочник должностей служащих, в организациях и на предприятиях с численностью более 100 (для сельской местности) и 300 (для городов) молодых людей в возрасте до 31 года;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
- обеспечение научно-методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики.
Научное обеспечение
Научное сопровождение Стратегииосуществляется путем:
- проведения фундаментальных и прикладных исследований, в том числе, международных, направленных на решение актуальных социально значимых проблем в соответствии с приоритетами Стратегии исследований в области молодежной проблематики;
- расширения практики социологических исследований и мониторингов по положению молодежи в Республике Беларусь.
Финансирование
Финансирование Стратегии осуществляется в пределах бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию молодежной политики, а также за счет иных средств, источников, не запрещенных законодательством.
V. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Для мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии будут использоваться международные инструменты определения Глобального индекса развития молодежи и Индекс благополучия молодежи (Индекс благополучия и развития молодежи, далее ИБРМ), адаптированные и дополненные с учетом странового контекста.
Глобальный индекс благополучия молодежи рассчитывается по шести критериям, включает 40 показателей (32 объективных и восемь субъективных) и исследует благополучие молодых людей по таким критериям, как гражданское участие, экономические возможности, образование, здоровье, информационно-коммуникационные технологии, безопасность и защищенность.
Глобальный индекс развития молодежи – рассчитывается для 170 стран мира и включает в себя пять критериев, состоящих из 15 показателей, оценивает такие сферы, как образование, занятость, здоровье и благополучие, гражданское и политическое участие молодежи.
Предполагается, что ИБРМ будет включать 7 доменов, соотнесенных с основными приоритетами Стратегии. Национальный индекс базируется на трех ключевых методиках исследований: проведение социологического исследования положения молодежи, аналитическое изучение статистических данных, оценка эффективности работы исполнительных органов. Основные индикаторы для анализа содержатся в «Матрице индикаторов мониторинга и оценки реализации стратегии» (Приложение 1).
Приложение 1
МАТРИЦА ИНДИКАТОРОВ МОНИТОРИНГА И
ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Домен «ОБРАЗОВАНИЕ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Доля молодежи, охваченная системой образования (по уровням образования, социальным категориям, возрасту, гражданству; количество обучающихся, задействованных в научно-ориентированной деятельности; в самоуправлении, в обеспечении качества) (%)
|
Статистические данные
|
Доля талантливой и одаренной молодежи, получающей государственную поддержку (%)
|
Статистические данные
|
Уровень удовлетворенности молодежи качеством образования (по уровням образования и элементам системы образования; научной деятельностью и научной инфраструктурой; сформированностью предпринимательскими компетенциями) (%).
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «ТРУД»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Уровень молодежной безработицы (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи, которая не работает и не учится в общем числе молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля самостоятельно трудоустроенной молодежи (молодежное предпринимательство) (%)
|
Статистические данные
|
Уровень заработной платы молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи, охваченная вторичной занятостью (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи в общем числе международных и внутренних мигрантов (%)
|
Статистические данные
|
Уровень удовлетворенности молодежи условиями труда (%)
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «ЗДОРОВЬЕ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Уровень смертности молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи, состоящей на учете в организациях здравоохранения как наркозависимые от общего количества молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля заболеваемости алкоголизмом молодых людей в возрасте 14-31 лет от общего количества молодежи соответствующего возраста (%)
|
Статистические данные
|
Доля заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами молодых людей в возрасте 14-31 лет от общего количества молодежи соответствующего возраста (%)
|
Статистические данные
|
Количество медицинских служб (центров) дружественным подросткам и доля молодежи охваченной такими службами/центрами
|
Статистические данные
|
Доля молодежи, постоянно занимающихся физкультурой и спортом (%)
|
Статистические данные
|
Уровень удовлетворенности молодежи своим здоровьем, медицинским обслуживанием и доступностью спортивной инфраструктуры (%)
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «СЕМЬЯ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Доля молодежи вступившей в брак (%)
|
Статистические данные
|
Число зарегистрированных разводов в молодых семьях (%)
|
Статистические данные
|
Возрастные коэффициенты рождаемости по областям и г. Минску
|
Статистические данные
|
Доля детей, находящихся в социально опасном положении (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодых семей имеющих доступ к жилью и/или государственным субсидиям на строительство жилья не менее нормативов, установленных государственными минимальными социальными стандартами (%)
|
Статистические данные
|
Уровень удовлетворенности молодежи социально-экономической поддержкой молодых семей (%)
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Доля молодых депутатов, избранных в представительные органы власти (всех уровней) от общего количества (%)
|
Статистические данные
|
Количество молодежных общественных объединений/организаций и количество молодых людей, вовлеченных в их деятельность
|
Статистические данные
|
Доля молодых людей, вовлеченных в деятельность органов самоуправления (%)
|
Статистические данные
|
Уровень политической культуры молодежи
|
Итоги социологического исследования
|
Уровень удовлетворенности молодежи участием в общественной жизни (%)
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «ДОСУГ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Доля молодых людей, участвующих в местных, региональных, национальных и международных культурных программах и мероприятиях (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодых людей, участвующих в деятельности объединений по интересам, творческих коллективах, кружках и т.п. (%)
|
Статистические данные
|
Число официально зарегистрированных государственных и коммерческих средств массовой коммуникации молодежной направленности
|
Статистические данные
|
Уровень удовлетворенности молодежи досуговой сферой (%)
|
Итоги социологического исследования
|
Домен «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Основные индикаторы
|
Источники информации
|
Уровень преступности в молодежной среде (включая киберпреступность) (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи потерпевшей (от преступлений и правонарушений) от общего количества потерпевших / от общего количества молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля правонарушений, совершенных молодежью от общего количества правонарушений / от общего количества молодежи (%)
|
Статистические данные
|
Доля молодежи, утверждающей, что чувствует себя в безопасности (%)
|
Итоги социологического исследования
|
[1] Дети и молодежь Республики Беларусь: статистический сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. – Минск. – 2018. – 133 с.; Беларусь в цифрах: стат. справ. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. – Минск. – 2018. – 72 с.; Образование в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. – Минск. – 2017. – 220 с.; Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. – Минск. – 2018 – 206 c.; О положении молодежи в Республике Беларусь в 2017 году. Национальный доклад [Электронный ресурс] / Е.С. Игнатович, Л.С. Кожуховская, А.Э. Саликов, Ю.И. Сергеева. – Электрон. текст. дан. с ил. (Объем: 1,79 Мб). – Минск, 2018. и др.
раскрыть » / « свернуть