Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Биоразнообразие

Цель:

изучить биоразнообразие на территории ГУО "Ботвиновский учебно – педагогический комплекс детский сад – средняя школа ".

Задачи:

1) ознакомиться с методами  исследований;

2) провести видовое определение  растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;

3) научиться собирать, определять и описывать живые объекты, не нанося им вреда;

4) создать картосхему пришкольной  и прилегающей к ней территории;

5) изготовить и разместить кормушки и искусственные гнездовья для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;

6) создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных;

7) занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в онлайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси.  

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

апрель – июнь 2019

15

учащиеся 9 класса

Сакович С.Е.

1.Проверка знаний учащимися травянистых растений в ходе весенних программных экскурсий по биологии.

2. Создание рабочих групп по изучению травянистых растений из учащихся 9-х классов.

3.Выбор территории для проведения наблюдения.

4. Знакомство с определителями.

5. Составление списка предполагаемых растений, которые можно встретить на пришк. территории.

6. Фотографирование   дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

7. Определение видов растений.

  1. Информацию разместить на сайте учреждения
  2. На сайте размещён список травянистых растений на пришкольной территории
  3. Информация размещена на сайте учреждения
  1. На сайте размещён список травянистых растений на пришкольной территории
  2. Информация размещена на сайте учреждения

1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

январь – май 2019

15

учащиеся 8 класса

Сакович С.Е.

1.Проверка знаний учащимися древесных растений в ходе весенних программных экскурсий по биологии.

2. Создание рабочих групп по изучению древесных растений из учащихся 8-х классов.

3. Выбор территории для проведения наблюдения.

4. Знакомство с определителями.

5.Составление списка предполагаемых деревьев и кустарников, которые можно встретить на пришкольной территории.

6. Информацию разместить на сайте учреждения

1.  На сайте размещён список интродуцированных и аборигенных видов древесных и кустарниковых растений.

  1. Была проведена экскурсия-наблюдение «Деревья зимой»

 

3. Информация размещена на сайте учреждения

1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

январь – июнь 2019года

10

учащиеся 7  класса

Сакович С.Е.

1. определение и изучение методик проведения мониторинга орнитофауны;

2. выбор маршрута и площадок для наблюдения;

3. определение, наблюдение и учёт птиц;

4. статистическая обработка и анализ полученных результатов;                                  

5. составление отчета; размещение информации на картосхеме и сайте учреждения образования.

1. Подготовлена обучающая презентация «1 апреля—День птиц».

2. На сайте размещён список птиц на пришкольной территории

 

 

 

4.

1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

май

2019 года

11

учащиеся 6  класса

Сакович С.Е.

  1. Проверка знаний учащимися наземных насекомых (проверка осуществлялась в ходе проведения внеклассных мероприятий).

2. определение площадок для изучения насекомых;

3. выбор и освоение методик для изучения насекомых;

4. учёт и определение насекомых;

5. статистическая обработка и анализ полученных данных;

6. составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.

1. На сайте размещён список наземных насекомых на пришкольной территории

1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории

 

май

2019 года

3

учащиеся 9  класса

Сакович С.Е.

  1. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования
  2. Разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории
  3. Информацию разместить на сайте учреждения
  4. Провели анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования
  5. Разработали план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории
  6. Информация размещена на сайте учреждения

1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

январь- март 

2019 года

103

учащиеся 1-11  

классов, воспитанники детского сада

Сакович С.Е.

1. Выступление учеников 8 класса перед 1-4 кл с презентацией «Зимующие птицы»

2. Знакомство с видами     кормушек. Подготовка   материала для изготовления   кормушек.

3.Вводный инструктаж по ПБП при изготовлении кормушек и мастер-класс по изготовлению.

4. Привлечение родителей для помощи в изготовлении кормушек.

5. Изготовление кормушек.

6. Развешивание кормушек.

7. Организация постоянной подкормки птиц и наблюдений за птицами.

8. составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.

1. Отремонтировано 7 и изготовлено 12  кормушки для подкормки птиц.

2. Подготовлено и проведено мероприятие по информированию о правилах зимней подкормки птиц.

3. Определены ответственные за подкормку птиц.

4. Организовано систематическое наблюдение за птицами, прилетающими на кормёжку. Ведётся дневник наблюдений за птицами.

5. Разработана агитационная листовка «Покормите птиц».

6 Информация размещена на сайте учреждения

 

1.8. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц.

март-апрель 2019 года

45

учащиеся 6, 8, 9 классов

Сакович С.Е.

1. В рамках участия в районной экологической акции «День птиц» ежегодно развешиваются на пришкольной территории искусственные гнездовья.

2. Создание творческой группы из мальчиков 6,8,9 классов.

3. Знакомство с информацией о типах искусственных гнездовиях, поиск материала, изготовление чертежей, инструктаж по ПБП.

4. Создание искусственных гнездовий.

5. Развешивание их на пришкольной территории

1. Познакомились с информацией о типах искусственных гнездовиях, нашли материал, изготовили чертежи

2. Создали искусственные гнездовья.

3.. Развесили   их на пришкольной территории и дома

4. Стартовала акция «Каждому певцу по дворцу»

5. Информация размещена на сайте.

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения:  апрель – июнь 2019

Участники: учащиеся 9 класса

Количество участников   15 человек

Травянистые растения

Мать и мачеха

Одуванчик лекарственный

Подорожник большой

Пастушья сумка

Подорожник ланцетовидный

Крапива жгучая

Хвощ полевой

Лебеда

Клевер ползучий

Мятлик луговой

Ежа сборная

Щавель конский

Звездчатка обыкновенная

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: январь – май 2019

Участники: учащиеся 8 класса

Количество участников   15 человек

               Разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории

Происхождение вида

Деревья, кустарники, культурные формы

Аборигенные виды

береза бородавчатая

дуб черешчатый

ива плакучая

клён остролистный

лещина обыкновенная

липа сердцелистная

можжевельник обыкновенный

роза майская

лиственница обыкновенная

черемуха обыкновенная

ясень обыкновенный

Интродуцированные виды

вейгелла

клематис  Жак Мана

можжевельник казацкий

можжевельник казацкий

можжевельник

спирея средняя

туя японская

туя складчатая

туя восточная

туя коломна

 форзиция

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: январь – июнь 2019 года

Участники: учащиеся 7  класса

Количество участников  10 человек

Воробей домовой

Зяблик

Аист белый

Синица

Снегирь обыкновенный

Ворона серая

Галка

Сойка

Скворец обыкновенный

Жаворонок полевой

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: май 2019 года

Участники: учащиеся 6 класса

Количество участников   11 человек

Божья коровка

Бронзовка

Майский жук

Рыжий муравей

Усач

Мертвоед

Уховертка

Бабочка крапивница

Бабочка лимонница

Бабочка капустница

Оса

Шмель

Пчела

Стрекоза

Кузнечик зеленый

Муха

Комары

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц 

Дата выполнения: январь - март 2019 года

Участники: учащиеся 1-11 классов

Количество участников  103 человека

В январе была организована  акция «Покормите птиц». В акции приняли участие учащиеся, родители и работники учреждения образования. В ходе акции собрано 20,5 кг корма для птиц. В феврале прошёл конкурс кормушек для птиц «Поможем крылатому другу». Дети изготовили 12 кормушек и развесили на территории школьного участка . Регулярно проводилась подкормка птиц, уход за кормушками. Ребята вели наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц.  Выполнена исследовательская работа «Зимующие птицы агрогородка «Ботвиновка ».  Сделаны фотографии птиц на кормушках. 

Количество и видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки 

около ГУО «Ботвиновский УПК детский сад - средняя школа» в зимний период:

С 08 января по 18 февраля 2019 г ребята ежедневно в 15.00 насыпали в кормушки корм. Затем в течении 30 минут наблюдали за птицами, которые прилетали на кормушки, определяли их вид и подсчитывали  их количество.

п/п

              Вид

   Кол-во наблюдений

  Кол-во    особей

1

Воробей домовый

24

240

2

Зяблик

30

342

3

Аист белый

20

53

4

Синица

42

87

5

Снегирь обыкновенный

13

76

6

Ворона серая

34

12

7

Галка

25

13

8

Сойка

18

345

Задание 1.8. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц.

Дата выполнения: март-апрель 2019 года

Место выполнения: пришкольная территория

Участники: учащиеся 6, 8, 9 классов, учитель трудового обучения, родители

Количество участников: 45 человек 

 В марте – апреле 2019 года было изготовлено 7 искусственных гнездовий (8 скворечников). Искусственные гнездовья ребята изготавливали на уроках трудового обучения, дома вместе с родителями. Изготавливались скворечники по стандартным размерам из лиственных пород древесины. Строгалась только лицевая сторона. Внутренняя часть осталась без обработки. Ребята вели наблюдения за поселившимися пернатыми.

Учащиеся 1 класса начали работу над проектом «Моё любимое дерево».

Учащиеся начальной школы и воспитанники детского сада приняли участие в акции «Покормите птиц». Дома, совместно с родителями, они изготовили кормушки и повесили на пришкольной территории, где регулярно проводят подкормки птиц.

          

Была проведена экскурсия-наблюдение «Деревья зимой» для учащихся начальной школы и 7 класса. Итогом стал конкурс рисунков.

   

Разработана агитационная листовка «Покормите птиц».

Акция «Каждому певцу по дворцу!»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры, сознания и мировоззрения у учащихся и их родителей

Задачи:

воспитание бережного отношения к природе;

формирование у учащихся экологической культуры и бережного отношения к птицам родного края;

привлечение внимания учащихся и молодежи к вопросам изучения и охраны птиц;

в необычной, яркой форме привлечь учащихся, подростков и их родителей к познанию родной природы;

приобщать родителей к воспитанию детей через совместную деятельность;

дать знания о периодических явлениях в природе и в жизни птиц;

развивать наблюдательность и внимание (определение дат прилета, отлета птиц, других явлений природы);

развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране;

развиваем умения и навыки, необходимые при подготовке праздников, посвященным прилету и отлету птиц.

Участники акции: учащиеся начальной школы, учащиеся средней школы, родители, учителя.

Сроки и порядок проведения акции: март-апрель

Скворцы, наверное, самые знакомые из певчих птиц. Раньше существовала традиция делать в школе и дома скворечники и развешивать их всем классом или всей семьёй. И, если поблизости не пел скворец, то и весна казалась не весной.

Мы были приятно удивлены умелыми руками наших пап и мам, которые смастерили разнообразные скворечники. Они были изготовлены из дерева, расписные и украшенные. А в каком восторге были наши ребята, когда с гордостью рассказывали и показывали фотографии скворечников, сделанные заботливыми руками родителей, которые они разместили у себя дома, чтобы продолжать наблюдение за их жителями.

Не остались в стороне и учащиеся средней школы. На уроках трудового обучения, они совместно с учителем, изготовили скворечники, которые потом повесили на деревья, расположенные на территории учреждения образования.

Эта акция была приурочена к 1 апреля Всемирному празднику Дню птиц.

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья -

Он из скворечника как с балкона,

Поёт не хуже соловья!

   

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся начальной школы приняли участие в конкурсе букетов «Краски золотой осени»

 

 

Во время летних каникул для учащихся 5-7 классов была организована пешая прогулка по «Экологической тропе».

 

Учащиеся 1-2 классов приняли участие в конкурсе поделок «Оживи листочек»

Водно-болотные угодья и биоразнообразие

В этом году Всемирный день водно-болотных угодий предоставляет уникальную возможность обратить внимание на важность сохранения биоразнообразия в такой местности.

Болота — богатые природные резервуары биоразнообразия.

40% всей флоры и фауны Земли живут или размножаются в болотах или на побережье рек и океанов. В болотах обнаружено около 100 000 пресноводных видов, болотистые участки морского побережья — дом для большого количества видов животных и растений, что делает их рекордсменами по биоразнообразию.

Жизнь бурлит на болотах: 30% известных видов рыб обитают в болотах и реках, около 200 новых пресноводных видов открываются ежегодно. В болотах живёт большинство амфибий и рептилий, находящихся под угрозой исчезновения, водоплавающих и перелетных птиц, многие из которых живут только на болотах.

Биоразнообразие сокращается по всему миру, и болотные виды особенно уязвимы. Водно-болотные угодья исчезают в три раза быстрее, чем леса. 35% их было утеряно с 1970-х годов, 87% — с XVIII века.

В 1970–2014 гг. численность популяций многих видов рыб, птиц, млекопитающих, амфибйи и рептилий уменьшилась на 60%. На 81% уменьшилось число жителей материковых болот, пойм рек. На 36% — морских и прибрежных видов. 25% таких видов находятся под угрозой исчезновения: водоплавающие птицы, морские и болотные черепахи, кораллы и млекопитающие, зависящие от источников пресной воды.

Остановим сокращение биоразнообразия! Чтобы восстановить, сохранить и устойчиво использовать водно-болотные угодья, необходимо остановить бездумное их осушение, застройку и деградацию, осознать настоящую ценность болот.

 

11 января – День заповедников и национальных парков

11 января отмечается – День заповедников и национальных парков, которые являются «центрами сохранения биоразнообразия во всём мире».

Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

В Беларуси находится четыре национальных парка: "Беловежская пуща", "Браславские озера", "Припятский", "Нарочанский" и один заповедник - Березинский биосферный.

Национальный парк «Беловежская пуща» является одним из уникальных туристических объектов Республики Беларусь. Это наиболее крупный остаток равнинного реликтового первобытного леса, который ранее произрастал на территории всей Европы. В 1992 году решением ЮНЕСКО национальный парк "Беловежская пуща" включен в список Мирового наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус Биосферного заповедника, а в 1997 году он награжден Дипломом Совета Европы.

Национальный парк «Браславские озера» расположен на северо-западе Республики Беларусь на территории Браславского района Витебской области и занимает площадь 69 115 га. Национальный парк «Браславские озера» был создан в 1995 году в целях сохранения уникальных экосистем, эффективного и более полного использования рекреационных возможностей природных ресурсов Браславского района и природного комплекса Браславской группы озер. Браславские озера — главное сокровище Национального парка.

На территории парка «Браславские озера» обитает около 45 видов млекопитающих, 200 видов птиц, 10 видов амфибий и 6 видов рептилий. Типичные лесные обитатели: лось, кабан, косуля, белка, заяц-беляк, заяц-русак, лиса, енотовидная собака, волк, лесная куница, выдра, норка. Из редких видов отмечено обитание барсука, рыси, бурого медведя, которые занесены в Красную книгу Беларуси.

В самом центре Белорусского Полесья расположен национальный парк «Припятский».

В 1969 году с целью сохранения уникальных природных комплексов поймы реки был организован Припятский государственный ландшафтно-гидрологический заповедник, а в 1996 г. он был преобразован в Национальный парк "Припятский". Площадь парка на настоящее время составляет более 83 тыс. га. Территория парка представляет собой обширную равнину, занимающую юг Припятского Полесья, представленную, в основном, лесными и лесо-болотными ландшафными структурами. Особенностью является наличие на территории парка массива пойменных дубрав, крупнейшего в Европе.

По Национальному парку с юга на север протекает несколько небольших речек, на заповедной территории распложено более 30 озер. Здесь есть зубр, барсук, рысь, черный аист, серый журавль, змееяд, филин, большой подорлик, болотная черепаха, камышовая жаба, медянка, стерлядь. Флора представлена 826 видами высших растений и более чем 200 видами мхов. Все типы лесов, свойственные Полесью, встречаются в Национальном парке. Фауна "Припятского" насчитывает 45 видов млекопитающих, 265 - птиц, 7 - рептилий, 11 - амфибий, 37 - рыб.

С целью сохранения природных комплексов края в 1999 году был создан самый молодой в стране «Национальный парк «Нарочанский». Общая площадь парка – 94 тысячи гектаров, из которых 37,9 тысячи гектаров занимают леса. Здесь расположены 42 водоема площадью 18,3 тысячи гектаров. Славится край и своими минеральными водами, а неповторимые ландшафты и уникальные природные комплексы в районе Голубых озер издавна снискали славу этой местности как Мекки природо-познавательного туризма.

Указом Президента Республики Беларусь № 514 от 30.09.2010 г. утверждена Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 — 2015 годы.

На территории Национального парка «Нарочанский» создается крупнейший в Беларуси курортный оздоровительный, культурно-развлекательный и туристический центр.

Березинский биосферный заповедник был основан 31 января 1925 года. Расположен на севере республики в Белорусском Поозерье, на территории трех административных районов Лепельского, Докшицкого Витебской области и Борисовского района Минской области. Березинский биосферный заповедник – старейший в системе охраняемых природных территорий Европы, расположен в 120 км от г. Минска. Уникальное сочетание естественных лесов, болот, живописных озер и рек – идеальное место для обитания около 6000 видов животных. Неповторимый по красоте природный комплекс пользуется заслуженной популярностью у посетителей.

Глухарь – птица 2020 года

Название птицы. Глухарь (бел. — глушэц) – самцы глухаря глохнут весной. Песня самцов во время токования состоит из двух частей: во время первой части птица всё слышит, а во время второй части (называется «точение») самец не слышит ничего вокруг! Увы, это делает его беззащитным перед охотниками: в этот момент человек с ружьем может подойти ближе, чтобы не промахнуться. В некоторых странах птицу называют «лесная курица» или «лесная лошадь», за звучное «цоконье» во время песни. 

Самый известный «ритуал» глухарей— токование. Это особое поведение самцов, каким они привлекают самку: поют и прыгают. Увидеть его можно в апреле. Самцы прилетают на ток накануне вечером, выбирают «свое» дерево, ночуют на нем, и около 4 утра, еще до восхода солнца, будят лес своими песнями. Другие птицы начинают петь только через 15-20 минут после глухарей.

Съемки глухариного тока – мечта многих фотографов. Чтобы увидеть этот необычный ритуал, человеку с камерой нужно ночевать в лесу. Просидеть в палатке с 6 вечера до 11 утра – вот так выглядит закулисье фотографов. Зато фото компенсируют все неудобства!

Гнездо глухарка делает на земле, найти его нелегко: срабатывает принцип «камуфляжа». В гнезде обычно 6-9 яиц. В деле поиска гнезд куда опытнее человека куница, лисица, дикий кабан, рысь.

ОхотаГлухарь в Беларуси относится к охотничьим видам. Причем охота разрешена только весной и именно на глухариных токах. По данным Министерства лесного хозяйства в 2018 году численность глухаря оценивалась в 9000 самцов. Численность исчезающего западноевропейского подвида в Гродненской и Брестской областях всего около 460 самцов.

МенюГлухари – любители черники, брусники, побегов пушицы. Самая любимая в этом списке – черника. В холодный сезон основной рацион – хвоя сосны. Птенцы едят во множестве насекомых и пауков – белковую пищу.

ГалькаГлухарь глотает гальку, мелкие камни на дорогах с особой целью: камни в желудке будут работать как жернова и перетирать грубую сосновую хвою. 

ДракиСреди самцов в период токования драки – обычное дело. Причем птицы не только страшно кричат и распушают крылья, а наносят друг другу серьезные раны. Иногда самцы после брачного сезона щеголяют с голым черепом! Иногда бывает и того хуже: известны случаи, когда самцы от переизбытка гормонов бросаются не друг на друга, а на людей, лосей, машины и других «конкурентов» не по плечу.

Глухарь оседлая птица и может быть встречен в угодьях в любое время года. Он обитает в малопосещаемых глухих участках леса, ведет скрытный, в бесснежный период преимущественно наземный образ жизни. В северных районах излюбленными биотопами являются боры, заболоченные сосняки, на юге — сосново-дубовые и елово-дубовые леса.

Более всего вредит глухарю человек, который распугивает выводки, сводит леса и производит подсочку сосны в районах токов и мест гнездования. 

 

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории

Дата выполнения: 2019 год

Участники: учащиеся 9 класса Количество участников – 3 человека

Список учащихся:

  1. Апазиди Даниил
  2. Бонадысенко Валерия
  3. Костогладов Кирилл

Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории

На пришкольной территории имеются : березовая роща, вертикальное озеленение, клумбы с однолетними и многолетними растениями, учебно – опытный участок.

На пришкольном участке многолетних травянистых цветочно-декоративных растений – около 60 видов, однолетних травянистых цветочно-декоративных растений – 10  видов, лиственных пород  деревьев и кустарников – 25 видов, красивоцветущих кустарников –20 видов, хвойных пород деревьев и кустарников – 10 видов.

Изучался растительный мир пришкольной территории: особенности произрастания растительных организмов, особенности их строения, приспосабливаемость к условиям обитания. Установлено произрастание таких видов дикорастущих травянистых растений, как мать и мачеха, одуванчик лекарственный, пастушья сумка, подорожник ланцетовидный, крапива жгучая, хвощ полевой, лебеда, клевре ползучий, мятлик луговой и другие.

Было обращено внимание на то, что «мир» деревьев и кустарников разнообразен: береза бородавчатая ,дуб черешчатый, ива плакучая,

клён остролистный , лещина обыкновенная, липа сердцелистная, можжевельник обыкновенный, роза майская, лиственница обыкновенная ,

черемуха обыкновенная, ясень обыкновенный Установлено, что преобладают среди них интродуцированные виды, поэтому для увеличения количественного состава аборигенных деревьев и кустарников в плане действий запланирована  посадка местных видов деревьев и кустарников (рябина обыкновенная, калина обыкновенная и другие).

В процессе изучения биоразнообразия на пришкольной территории, было установлено, что она является местом обитания для многих птиц (воробей домовой, зяблик , аист белый .синица .снегирь обыкновенный ворона серая,

галка ,сойка , скворец обыкновенный. жаворонок полевой и другие)  и насекомых (   божья коровка, бронзовка, майский жук, рыжий муравей.

усач ,мертвоед, уховертка. бабочка крапивница, бабочка лимонница,

бабочка белянка. оса. шмель, пчела, стрекоза , кузнечик зеленый, муха,

комар и другие).

Учащимися проводилось изучение особенностей их строения, питания, среды их обитания, осуществлялось     наблюдение       за     поведением насекомых и птиц, их взаимоотношениями друг с другом и окружающей средой.

Учащимися выявлено, что на пришкольной территории обитает достаточное количество скворцов обыкновенных, синиц больших, поэтому ребята пришли к выводу о необходимости установки скворечников. В дальнейшем планируется увеличить количество искусственных гнездовий.

Учащимися выявлено, что взаимодействия и связи всех популяций обеспечивают максимальную устойчивость экосистемы на пришкольной территории.  Наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества.  

  Анализ ситуации выполнили и составили план действий по увеличению биоразнообразия  на пришкольной территории  учащиеся 9 класса

                                              УТВЕРЖДАЮ

 Директор ГУО « Ботвиновский учебно – педагогический комплекс детский сад – средняя школа

                                  М.М. Бонадысенко

 

План  действий по увеличению биоразнообразия пришкольной территории на 2019-2021 гг.

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изготовить кормушки для птиц на зимний период  (не менее 50 кормушек)

1-9 классы

Январь 2019 г.,

ноябрь 2020

ноябрь 2021

Учитель трудового обучения, классные руководители

2

Увеличить количество искусственных гнездовий для птиц (скворечников, синичников, (не менее 35 гнездовий)

5-9 классы

Март 2019 г.,

Март 2020 г.,

Март 2021

Учитель трудового обучения

3

Увеличить количество убежищ для летучих мышей (не менее 3 убежищ)

5-9 классы

Март 2019 г.,

Март 2020 г.,

Март 2021 г.

Учитель трудового обучения

4

Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников

2-11 классы

 

Март 2020 г.,

 

Классные руководители

 

5

Увеличить количество убежищ для беспозвоночных (не менее 30 убежищ)

1-9 классы

Апрель 2019 г.,

апрель 2020 г.,

Учитель трудового обучения, учитель биологии.

6

Создать клумбу с дикорастущими растениями (ландыш, папоротник, вероника и др.)

5-11 классы

Май 2019г.,

май 2020 г.

Классные руководители

7

Пополнение коллекции многолетников и однолетников

5-9 классы

Весна – лето 2019-2021 гг.

Сакович С.Е

8

Создать «Аптекарский огород»

10 класс

Май-июнь

2020 г.

Сакович С.Е.

План действий согласован с администрацией школы.

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

1. Создали  группы учащихся по изучению дикорастущих травянистых растений.

2. Выбрали территорию и распределили учащихся для изучения растений.

3. Вышли на экскурсии на пришкольную территорию для выполнения задания.

4. Определили травянистые растения с помощью определителя.

5. Составили картосхему пришкольной территории и обозначили местонахождения растений.

6.  Растения и разместили на картосхеме учреждения образования.

7. Занесли информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования и в он-лайн базу данных www.florafauna.by

Дата выполнения: сентябрь 2019 – май 2020

Количество учащихся:29

Список учащихся:

  1. Апазиди Даниил
  2. Бедовик Ульяна
  3. Бонадысенко Валерия
  4. Горбачёв Станислав
  5. Езерская Диана
  6. Костогладов Кирилл
  7. Кудинова Снежана
  8. Новиков Никита
  9. Леонов Андрей
  10. Максимов Александр
  11. Мешков Роман
  12. Прокопов Антон
  13. Разгонов Дмитрий
  14. Рудницкий Даниил
  15. Сакун Янина
  16. Сербаёва Алина
  17. Трифанков Александр
  18. Фёдорова Изабелла
  19. Филиппенко Дарья
  20. Алёнкина Ангелина
  21. Алёнкина Янина
  22. Гарбицкая Алина
  23. Гришина Наталья
  24. Демина Виталия
  25. Дударева Дарья
  26. Ерошевич Павел
  27. Сугакова Мария
  28. Сушкевич Евгений
  29. Пацукова Римма

Видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования

  

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

1. Учащиеся начальной школы провели акцию по изготовлению эко-кормушек «Столовая для птиц».

2.Развесили кормушки (из-за благоприятных погодных условий кормушки потребовались только в январе)

3. Во время акции «Поможем пернатому другу» ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали по возможности пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года, записывали свои наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц, заносили результаты в дневники наблюдений.

   

 

 

 

 

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

1. Создали группы учащихся для работы с литературой по изучению разнообразия наземных насекомых на территории учреждения образования.

2. Определили места исследования.

3. Отловили насекомых с помощью ловушек и сачков.

4. Определили виды насекомых, обитающих на территории учреждения образования О.

5. Зарисовали определяемые виды.

6. Занесли информацию о видах насекомых в он-лайн базу данных www.florafauna.by

7. На картосхеме обозначили места наблюдения насекомых.

Дата выполнения: сентябрь 2019 – апрель 2020

Количество учащихся: 32

Список учащихся:

  1. Бонадысенко Егор
  2. Герасименко Кира
  3. Горбачев Михаил
  4. Игнатенко Ульяна
  5. Новиков Матвей
  6. Сазыкин Данила
  7. Стешаков Кирилл
  8. Сукач Анастасия
  9. Фомина Милана
  10. Фозекош Андрей
  11. Аленкина Евгения
  12. Белова Елена
  13. Булавкин Кирилл
  14. Заплитный Станислав
  15. Молчанова Надежда
  16. Разикова Александра
  17. Павлова Дарья
  18. Рыленков Егор
  19. Трифанкова Дарья
  20. Авсянникова Яна
  21. Бабаш Дана
  22. Винников Алексей
  23. Володина Вероника
  24. Ерошевич Александр
  25. Ерошевич Каролина
  26. Крышталёв Кирилл
  27. Кудинова Ольга
  28. Непокульчицкая Виталия
  29. Нестеров Эдуард
  30. Старосоцкий Николай
  31. Фозекош Евгения
  32. Цыбулькин Вячеслав

Разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

   

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

1. Организовали группу детей по изучению разнообразия птиц на территории учреждения образования.

2. Выбрали места для наблюдения

3. Наблюдали за птицами в бинокль и визуально. При возможности фотографировали птиц.

4. Ознакомились с видовым разнообразием птиц на территории учреждения образования.

5. Определили птиц с помощью определителя «Растения и животные Беларуси»

6. На картосхеме территории учреждения образования обозначили места, где наблюдали появления птиц.

7. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.

8. Отчётная информация размещена на сайте и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

Дата выполнения: сентябрь 2019 – май 2020

Участники: учащиеся 2-4, 10 классов

Количество учащихся: 28

Список учащихся:

  1. Алёнкина Ангелина
  2. Алёнкина Янина
  3. Гарбицкая Алина
  4. Гришина Наталья
  5. Демина Виталия
  6. Дударева Дарья
  7. Ерошевич Павел
  8. Сугакова Мария
  9. Алёнкина Александра
  10. Бонадысенко Артем
  11. Грищенко Анастасия
  12. Демина Дарья
  13. Максимов Арсений
  14. Подпорина Руслана
  15. Романятова Елизавета
  16. Хатылёва София
  17. Белова Екатерина
  18. Ермаков Евгений
  19. Перепичка София
  20. Романятова Татьяна
  21. Володин Дмитрий
  22. Рагуев Данила
  23. Рудницкая Виолетта
  24. Матвееев Матвей
  25. Максимов Артем
  26. Сушкевич Ксения
  27. Федченко Александр
  28. Федченко Александра

Разнообразие птиц на территории учреждения образования

   

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

1. Определили рабочие группы для количественного и качественного анализа растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования.

2. Выбрали подходящее место для исследования.

3. Разместили рамку на земле.

4. Исследовали не менее 4-х площадок в различных условиях, используя квадратную рамку со стороной в 1 м). Сделали список растений, произрастающих в квадрате, записали, сколько экземпляров растений каждого вида произрастает на площади внутри рамки.

5. После исследования собрали всех учащихся в классе и сравнили результаты, полученные в разных местах. Проанализировали результаты. 

  

 

Время изучения:  май 2020 года.

Всего участников:  9 (ученики  9 класса).

Список учащихся:

  1. Апазиди Даниил
  2. Прокопов Антон
  3. Разгонов Дмитрий
  4. Рудницкий Даниил
  5. Сакун Янина
  6. Трифанков Александр
  7. Фёдорова Изабелла
  8. Филиппенко Дарья
  9. Сербаёва Алина

Выполненные мероприятия:

Взяв квадратную рамку со стороной  1м, ребята провели подсчет растений на участках:

«Квадрат №1» под окнами ФОКа (затененное место),

 «Квадрат №2» на газоне (солнечное место, скашиваемый участок),

«Квадрат №3» на тропинке (вытаптываемый  участок),  

«Квадрат № 4» на участке, оставленном без кошения (солнечное место).

Полученные результаты  сравнили.

1. Видовой состав растений «квадрата № 1» под окнами ФОКа (затененное место).

№ п/п 

Названия растений 

Количество

1

Тысячелистник 

8

2

Подорожник большой

4

3

Лапчатка холмовая

5

4

Одуванчик лекарственный 

7

5

Пырей ползучий

21

6

Будра плющевидная

7

Всего:

52

2.  Видовой состав растений «квадрата № 2» на газоне (солнечное место, скашиваемый участок)

№ п/п 

Названия растений 

Количество

1

Вероника дубравная

6

2

Клевер белый

4

3

Клевер розовый  

3

4

Маргаритка дикая

9

5

Полынь обыкновенная 

1

6

Одуванчик лекарственный 

10

7

Подорожник большой

6

8

Подорожник ланцетолистный

1

9

Пырей ползучий

26

10

Тысячелистник обыкновенный 

14

Всего:

73

3.  Видовой состав растений «квадрата № 3» на тропинке (вытаптываемый  участок)

№ п/п 

Названия растений 

Количество

1

Лапчатка холмовая

2

2

Мятлик луговой 

16

3

Одуванчик лекарственный 

7

4

Подорожник большой

6

5

Пырей ползучий

7

Всего:

38

4.  Видовой состав растений «квадрата № 4» на участке, оставленном без кошения

№ п/п 

Названия растений 

Количество

1

Вероника дубравная

5

2

Горошек мышиный

3

3

Звездчатка дубравная

5

4

Клевер луговой

6

5

Пастушья сумка

3

6

Лапчатка холмовая

4

7

Мятлик луговой 

5

8

Одуванчик лекарственный 

13

9

Подорожник большой

4

10

Пырей ползучий

7

11

Сныть обыкновенная 

10

12

Тимофеевка луговая 

8

13

Тысячелистник обыкновенный 

18

14

Щавель кислый 

2

Всего:

83

Результаты:  изучая  растения  на  участках  с  различной  освещенностью  и условиями  использования,  выявлено,  что  видовой  состав  и число  растений  на незатененном участке, оставленном без кошения богаче.  На затененном и вытаптываемом  участках  видовой состав и число растений меньше, чем на других участках. В затененном месте количественный состав больше, чем на вытаптываемом участке. Замечено, что в затененном месте  особи растут обособлено друг от друга, а на вытаптываемом участке особи растут пучками из небольшого количества побегов.  При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех них встречается одуванчик лекарственный, тысячелистник обыкновенный, подорожник большой, пырей ползучий.

Вывод: выявлены закономерности распределения растений на пришкольной территории в зависимости от условий среды обитания. Установлено, что на участке с постоянным антропогенным воздействием видовой  состав  и число  растений  наименьший, наибольшие показатели на солнечном, оставленном без кошения участке.

Задание 1.3.  Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

1. Организовали группу детей по  изучению  разнообразия аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.

2. Выбрали  участки для исследования (парк напротив школы и участок с посадками декоративных кустарников).

3. Создали определительные карточки с изображением аборигенных видов деревьев и кустарников, провели обучение учащихся  работе с карточками.

4. Изучили разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории природного окружения учреждения образования с помощью определительных карточек.

5. Нанесли  на картосхему местонахождение аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

6. Информацию о разнообразии деревьев и кустарников занесли  в онлайн базу данных florafauna.by

7. Информация о результатах изучения разнообразия аборигенных деревьев и кустарников размещена на сайте школы и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

8. Сделано видео по видовому разнообразию аборигенных деревьев и кустарников на территории школы; проведена демонстрация данного видео перед участниками  образовательного проекта «Зеленые школы».

Дата выполнения: сентябрь 2019 года – май  2020года

Участники: учащиеся 6, 7, 8 классов.

Список учащихся:

  1. Авсянникова Яна
  2. Бабаш Дана
  3. Винников Алексей
  4. Володина Вероника
  5. Ерошевич Александр
  6. Ерошевич Каролина
  7. Крышталёв Кирилл
  8. Кудинова Ольга
  9. Непокульчицкая Виталия
  10. Нестеров Эдуард
  11. Старосоцкий Николай
  12. Фозекош Евгения
  13. Цыбулькин Вячеслав
  14. Авсянникова Софья
  15. Аленкина Анна
  16. Бабаев Евгений
  17. Гаджиев Никита
  18. Морозов Никита
  19. Шавмеров Сергей
  20. Чуйков Антон
  21. Перепичка Екатерина
  22. Наумова Виолетта
  23. Аленкина Евгения
  24. Белова Елена
  25. Булавкин Кирилл
  26. Заплитный Станислав
  27. Молчанова Надежда
  28. Разикова Александра
  29. Павлова Дарья
  30. Рыленков Егор

  

 

 

 

Конкурс «Осенний листочек»

Листопад, листопад!
Листья по ветру летят!
Много на земле опавших
Ярких листьев ждёт ребят!

Соберём из них букет
И поставим в вазу.
Станет комната красивей
И нарядней сразу!

Можно взять газеты, книжки,
Засушить листву,
А потом собрать из листьев
Мышку и сову,

И котёнка, и цветочек
И приклеить к фону.
Можно сделать, что захочешь,
Выбрать цвет картона.

Для поделок щедро осень
Нам с деревьев шишки сбросит,
Жёлуди, каштаны. –
Соберу и стану

Из кусочков пластилина,
Камешков и шишек,
И семян – делать павлинов,
Петушков и мишек!

Наши руки – не для скуки!
Всё умеют делать руки!
Интересные дела
Осень детям принесла!

Осень дарит много красивого природного материала для детского творчества. Особенно разнообразны и по цвету и по форме опавшие листья. Для учащихся начальных классов и воспитанников детского сада был проведён конкурс «Осенний листочек».

 

 

 

 

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: ноябрь 2020 года – март 2021года

Участники:  учащиеся 1-11 классов – 98 человек

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

Этапы выполнения задания:

1.Изучение некоторых особенностей изготовления кормушек для зимней подкормки птиц и видах кормов, пригодных для использования.

2.Проведения конкурса по изготовлению кормушек среди учащихся.  

3. Сбор корма для птиц и развешивание кормушок.

3.Определение видов прилетающих на кормушки птиц.

4.Наблюдения за птицами, фотографирование птиц.

5.Занесение информации о видах птиц на сайт учреждения образования и в онлайн базу данных www.florafauna.by

Ежегодно, с наступление холодов, учащиеся нашей школы принимают активное участие в изготовлении кормушек. Перед этим занятием учащиеся изучают птиц, которые могут прилететь в кормушки, особенности их поведения. Кормушки ребята изготавливали из различных материалов: пластиковых бутылок, коробок, фанеры, дерева, картонных коробок или просто вывешивали кусочки сала. В кормушки прилетали различные птицы. Прилетающие птицы получают корм в холодное и тяжёлое для них время, а наши ребята любят за ними наблюдать, получая положительные эмоции. Так как, наблюдая за птицами, люди становятся добрее, спокойнее, романтичнее, более отзывчивыми.

Учащиеся с большим желанием кормят птиц.

                  

Задание 1.8. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Дата выполнения: март-апрель 2021года

Участники:  учащиеся 1-11 классов – 98 человек

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

Этапы выполнения задания:

1. Изготовление искусственных гнездовий для птиц на уроках технического труда, дома

2. Развешивание их на пришкольной территории.

3.Размещение отчёта и фотографий на сайте учреждения образования.

  

Задание 1.3.  Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

1. Организовали группу детей по  изучению  разнообразия аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.

2. Выбрали  участки для исследования (начальная школы и участок с посадками декоративных кустарников).

3. Создали определительные карточки с изображением аборигенных видов деревьев и кустарников, провели обучение учащихся  работе с карточками.

4. Изучили разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории природного окружения учреждения образования с помощью определительных карточек.

5. Нанесли  на картосхему местонахождение аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

6. Информацию о разнообразии деревьев и кустарников занесли  в онлайн базу данных florafauna.by

7. Информация о результатах изучения разнообразия аборигенных деревьев и кустарников размещена на сайте школы и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

8. Сделано видео по видовому разнообразию аборигенных деревьев и кустарников на территории школы; проведена демонстрация данного видео перед участниками  образовательного проекта «Зеленые школы».

Дата выполнения: сентябрь 2020 года – май 2021 года

Участники: все учащиеся школы

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

   


  

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

1. Создали группы учащихся для работы с литературой по изучению разнообразия наземных насекомых на территории учреждения образования.

2. Определили места исследования.

3. Отловили насекомых с помощью ловушек и сачков.

4. Определили виды насекомых, обитающих на территории учреждения образования.

5. Сфотографировали насекомых.

6. Занесли информацию о видах насекомых в он-лайн базу данных www.florafauna.by

7. На картосхеме обозначили места наблюдения насекомых.

Дата выполнения: сентябрь 2020 – июнь 2021

Количество учащихся: все учащиеся школы

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

 

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

1. Организовали группу детей по изучению разнообразия птиц на территории учреждения образования.

2. Выбрали места для наблюдения

3. Наблюдали за птицами в бинокль и визуально. При возможности фотографировали птиц.

4. Ознакомились с видовым разнообразием птиц на территории учреждения образования и озера.

5. Определили птиц с помощью определителя «Растения и животные Беларуси»

6. На картосхеме территории учреждения образования обозначили места, где наблюдали появления птиц.

7. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.

8. Отчётная информация размещена на сайте и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

Дата выполнения: сентябрь 2020 – май 2021

Участники: учащиеся 1-11 классов

Количество учащихся: 98

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

 

 

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования

1. Создали  группы учащихся по изучению дикорастущих травянистых растений.

2. Выбрали территорию и распределили учащихся для изучения растений.

3. Вышли на экскурсии на пришкольную территорию для выполнения задания.

4. Определили травянистые растения с помощью определителя.

5. Составили картосхему пришкольной территории и обозначили местонахождения растений.

6.  Растения разместили на картосхеме учреждения образования.

7. Занесли информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования и в он-лайн базу данных www.florafauna.by

Дата выполнения: сентябрь 2020 – июнь 2021

Количество учащихся: все учащиеся школы

Список учащихся:

  1. Алёнкина Александра
  2. Бонадысенко Артем
  3. Грищенко Анастасия
  4. Демина Дарья
  5. Максимов Арсений
  6. Подпорина Руслана
  7. Романятова Елизавета
  8. Хатылёва София
  9. Баканов Андрей
  10. Белова Екатерина
  11. Ермаков Евгений
  12. Перепичка София
  13. Романятова Татьяна
  14. Федосенко Сергей
  15. Сафонова Виктория
  16. Литау Злата
  17. Жаворонкова Маргарита
  18. Огородникова Виктория
  19. Рагуев Никита
  20. Орлова Карина
  21. Булавкина Эвелина
  22. Бонадысенко Егор
  23. Герасименко Кира
  24. Игнатенко Ульяна
  25. Новиков Матвей
  26. Сазыкин Данила
  27. Стешаков Кирилл
  28. Сукач Анастасия
  29. Фомина Милана
  30. Фозекош Андрей
  31. Рагуев Данила
  32. Рудницкая Виолетта
  33. Матвееев Матвей
  34. Максимов Артем
  35. Сушкевич Ксения
  36. Федченко Александр
  37. Федченко Александра
  38. Васильева Дарья
  39. Ковалевский Артём
  40. Кудинова Любовь
  41. Мырза Евгений
  42. Раговский Антон
  43. Сукач Максим
  44. Володин Дмитрий
  45. Абраменко Кирилл
  46. Авсянникова Софья
  47. Аленкина Анна
  48. Гаджиев Никита
  49. Головнёв Александр
  50. Гришин Кирилл
  51. Ерошевич Максим
  52. Ерошевич Роман
  53. Ковалевская Виктория
  54. Кудинов Максим
  55. Морозов Никита
  56. Лавриненко Алексей
  57. Наумова Виолетта
  58. Перепичка Екатерина
  59. Чуйков Антон
  60. Шавмеров Сергей
  61. Алёнкина Евгения
  62. Белова Елена
  63. Булавкин Кирилл
  64. Заплитный Станислав
  65. Молчанова Надежда
  66. Разикова Александра
  67. Павлова Дарья
  68. Рыленков Егор
  69. Трифанкова Дарья
  70. Авсянникова Яна
  71. Бабаш Дана
  72. Винников Алексей
  73. Володина Вероника
  74. Дробинко Михаил
  75. Ерошевич Александр
  76. Ерошевич Каролина
  77. Крышталёв Кирилл
  78. Кудинова Ольга
  79. Непокульчицкая Виталия
  80. Нестеров Эдуард
  81. Старосоцкий Николай
  82. Фозекош Евгения
  83. Цыбулькин Вячеслав
  84. Езерская Диана
  85. Новиков Никита
  86. Прокопов Антон
  87. Разгонов Дмитрий
  88. Сакун Янина
  89. Трифанков Александр
  90. Алёнкина Ангелина
  91. Алёнкина Янина
  92. Гарбицкая Алина
  93. Гришина Наталья
  94. Дёмина Виталия
  95. Дударева Дарья
  96. Заплитный Виталий
  97. Ерошевич Павел
  98. Сугакова Мария

    


Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

1. Определили рабочие группы для количественного и качественного анализа растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования.

2. Выбрали подходящее место для исследования.

3. Поместили рамку на земле.

4. Исследовали не менее 4-х площадок в различных условиях, используя квадратную рамку со стороной в 1 м). Сделали список растений, произрастающих в квадрате, записали, сколько экземпляров растений каждого вида произрастает на площади внутри рамки.

5. После исследования собрали всех учащихся в классе и сравнили результаты, полученные в разных местах. Проанализировали результаты. 

Время изучения:  май 2021 года.

Всего участников:  учащиеся 5,6,7,8 классов

Список учащихся:

  1. Бонадысенко Егор
  2. Герасименко Кира
  3. Игнатенко Ульяна
  4. Новиков Матвей
  5. Сазыкин Данила
  6. Стешаков Кирилл
  7. Сукач Анастасия
  8. Фомина Милана
  9. Фозекош Андрей
  10. Рагуев Данила
  11. Рудницкая Виолетта
  12. Матвееев Матвей
  13. Максимов Артем
  14. Сушкевич Ксения
  15. Федченко Александр
  16. Федченко Александра
  17. Васильева Дарья
  18. Ковалевский Артём
  19. Кудинова Любовь
  20. Мырза Евгений
  21. Раговский Антон
  22. Сукач Максим
  23. Володин Дмитрий
  24. Абраменко Кирилл
  25. Авсянникова Софья
  26. Аленкина Анна
  27. Гаджиев Никита
  28. Головнёв Александр
  29. Гришин Кирилл
  30. Ерошевич Максим
  31. Ерошевич Роман
  32. Ковалевская Виктория
  33. Кудинов Максим
  34. Морозов Никита
  35. Лавриненко Алексей
  36. Наумова Виолетта
  37. Перепичка Екатерина
  38. Чуйков Антон
  39. Шавмеров Сергей
  40. Алёнкина Евгения
  41. Белова Елена
  42. Булавкин Кирилл
  43. Заплитный Станислав
  44. Молчанова Надежда
  45. Разикова Александра
  46. Павлова Дарья
  47. Рыленков Егор
  48. Трифанкова Дарья
  49. Авсянникова Яна

Выполненные мероприятия:

Взяв квадратную рамку со стороной  1м, ребята провели подсчет растений на участках:

«Квадрат №1» возле ФОКа (затененное место),

 «Квадрат №2» на газоне (солнечное место, скашиваемый участок),

«Квадрат №3» на тропинке (вытаптываемый  участок),  

«Квадрат № 4» на участке, оставленном без кошения (солнечное место).

Полученные результаты  сравнили.

1Видовой состав растений «квадрата № 1» возле ФОКа (затененное место).

п/п

Названия растений

Количество

1

Тысячелистник 

6

2

Подорожник большой

5

3

Лапчатка холмовая

4

4

Одуванчик лекарственный 

8

5

Пырей ползучий

26

6

Будра плющевидная

9

7.

Маршанция

10

Всего:

68

2.  Видовой состав растений «квадрата № 2» на газоне

(солнечное место, скашиваемый участок)

п/п

Названия растений

Количество

1

Вероника дубравная

7

2

Клевер луговой

6

3

Клевер ползучий  

5

4

Маргаритка дикая

19

5

Полынь обыкновенная 

3

6

Одуванчик лекарственный 

12

7

Подорожник большой

7

8

Подорожник ланцетолистный

5

9

Пырей ползучий

28

10

Тысячелистник обыкновенный 

24

Всего:

116

3.  Видовой состав растений «квадрата № 3» на тропинке (вытаптываемый  участок)

п/п

Названия растений

Количество

1

Лапчатка холмовая

4

2

Мятлик луговой 

18

3

Одуванчик лекарственный 

6

4

Подорожник большой

9

5

Пырей ползучий

10

Всего:

47

4.  Видовой состав растений «квадрата № 4» на участке, оставленном без кошения

п/п

Названия растений

Количество

1

Вероника дубравная

7

2

Горошек мышиный

4

3

Лопух

1

4

Клевер луговой

6

5

Пастушья сумка

4

6

Лапчатка холмовая

3

7

Мятлик луговой 

6

8

Одуванчик лекарственный 

14

9

Подорожник большой

5

10

Пырей ползучий

8

11

Сныть обыкновенная 

11

12

Тимофеевка луговая 

7

13

Тысячелистник обыкновенный 

19

14

Щавель кислый 

3

Всего:

98

Результаты:  изучая  растения  на  участках  с  различной  освещенностью  и условиями  использования,  выявлено,  что  видовой  состав  и число  растений  на незатененном участке, оставленном без кошения богаче.  На затененных и вытаптываемых  участках  видовой состав и число растений меньше, чем на других участках. В затененном месте количественный состав больше, чем на вытаптываемом участке. Замечено, что в затененном месте  особи растут обособлено друг от друга, а на вытаптываемом участке особи растут пучками из небольшого количества побегов.  При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех них встречается одуванчик лекарственный, тысячелистник обыкновенный, подорожник большой, пырей ползучий.

Вывод: выявлены закономерности распределения растений на пришкольной территории в зависимости от условий среды обитания. Установлено, что на участке с постоянным антропогенным воздействием видовой  состав  и число  растений  наименьший, наибольшие показатели на солнечном, оставленном без кошения участке.