3 ноября для учащихся 10 класса прошёл профсоюзный урок, посвящённый 115-летию профсоюзного движения Беларуси. Перед ребятами выступил учитель истории Сальковский Вячеслав Иванович, который рассказал об истории профсоюзного движения в Беларуси и о деятельности первичной профсоюзной организации нашего учреждения.
«Профсоюзы: история возникновения и их деятельность»
Цель урока:
- дать представление об основных этапах становления белорусского профсоюзного движения, его особенностях и перспективах развития;
- дать знания и представления о правах и обязанностях несовершеннолетних в области трудового права, подготовить молодежь к самостоятельной, осознанной трудовой жизни;
- развить умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог, анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.
Ход урока
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.
В жизни каждого человека всё когда-то бывает в первый раз. Первый шаг, первое слово, первое сентября… Незаметно для родителей вы стали старше, и вот — новая головная боль для мам и пап — подросток хочет самостоятельности и намерен найти себе работу на каникулах.
Первая работа ребенка — словно экзамен на знание трудового права. Как помочь избежать недобросовестного работодателя?
Что для этого надо знать, в чем быть уверенным?
Как вести себя при собеседовании?
Какая организация может оказать вам помощь?
Об этом сегодня пойдет наш разговор на профсоюзном уроке «Профсоюзы: история возникновения и их деятельность»
1. История развития профсоюзного движения.
- Что такое профсоюз? (это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов)
- Для чего служит профсоюз? (повышение оплаты труда; долгосрочный и полный трудовой контракт; регулирование рабочего времени и отдыха; безопасные условия работы)
Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке. Основная причина появления профессиональных союзов в мире – промышленный переворот: переход к машинному производству, концентрация производства и капитала, рост числа наемных рабочих, высокая степень их эксплуатации. Недовольство рабочих тяжелым положением вызывает необходимость совместной защиты своих законных прав и интересов. Первые профессиональные союзы возникли еще в конце XVIII века именно там, где и появилась такая необходимость – в Англии, Франции, США. К середине XIX века профсоюзы оформились в Италии, Испании, Бельгии и других странах.
После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.
Положение рабочих в пяти западных губерниях Северо-Западного края Российской империи (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской, т.е. на территории современной Беларуси) определялось во многом спецификой местной промышленности, где преобладало в общей массе предприятий мелкое ремесленное производство. По числу занятых оно более чем в 5 раз превосходило фабрично-заводскую промышленность. Количество промышленных предприятий в 1900 году составило 865, а численность кадровых рабочих – свыше 50 тыс. человек. К началу революции 1905 года количество всех наемных рабочих в Беларуси составляло не менее 400 тыс. человек, которые на этапе становления капитализма были политически бесправны и подвергались жестокой эксплуатации со стороны буржуазии. Условия труда рабочих были нестерпимы, на тяжелых работах применялся, главным образом, ручной труд.
Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 – 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.
Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Эксплуатация дополнялась невыносимыми условиями труда: рабочие помещения находились в антисанитарном состоянии, вентиляция почти отсутствовала, освещение было недостаточным, техника безопасности не применялась. Положение рабочих еще более усугублялось ростом безработицы.
Беспощадная эксплуатация нанимателями, дополняемая политическим бесправием, вызывала решительный протест и возмущение рабочих Беларуси. Стачечное движение рабочих в те годы являлось в целом борьбой за более выгодную продажу своей рабочей силы капиталистам и улучшение условий жизни. Забастовки рабочих с экономическими требованиями в Гомеле, Гродно, Витебске, Минске, Орше, Сморгони и других белорусских городах и местечках проходили в 1898 – 1899 годах.
Высокая степень эксплуатации и подавление забастовок рабочих, выступающих с экономическими требованиями, порождали ответную реакцию со стороны рабочих, заставляли их создавать объединения в простейших формах, которые хотя бы минимально защищали.
В то время широкое распространение получили страховые общества, кассы взаимопомощи, больничные кассы, другие общества взаимной помощи, не выходившие за рамки материальной поддержки своих членов. В ходе стачечного движения в конце XIX – начале XX вв. возникали стачечные комитеты, заводские комиссии, делегатские собрания, цеховые сходки (собрания), рабочие кружки, стачечные кассы. Причем к 80-м годам XIX века относятся первые сведения об объединении стачечных касс нескольких предприятий. Появлялись они на отдельных небольших заводах, фабриках, в мастерских, существовали кратковременно, часто нелегально. Их значение заключается в том, что они явились предшественниками массовых профессиональных союзов.
Предшественниками профсоюзов были организации двух типов: легальные общества взаимопомощи, или ремесленные братства, и нелегальные стачечные кассы борьбы. Первые в своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные кассы были шире по профессиональному составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие слои рабочих.
Прототипы профсоюзов в Беларуси появились во второй половине XIX в. С 70-х годов ХІХ века здесь начинают активно действовать общества взаимопомощи, которые появились еще в ХVI веке во времена цехового (ремесленного) строя. Наибольшую известность получили общества взаимопомощи в г.Могилеве. Могилевские общества взаимопомощи строились по отраслям ремесленного производства: столяры, сапожники, часовщики, жестянщики и другие. Каждое общество имело свой устав. При выборах правления общества взаимопомощи действовала очень сложная система: члены общества путем жребия выбирали из своей среды выборщиков, которые также жребием выбирали из своего состава выборщиков второго круга, и уже эти выборщики прямым голосованием избирали правление. При вступлении в общество уплачивался вступительный взнос, а затем вносился ежемесячный взнос. Однако общества взаимопомощи не выходили за рамки оказания материальной поддержки своим членам, их действия носили спорадический характер. Только в 90-х годах в связи с исключительно тяжелыми условиями жизни рабочих Беларуси, жестоким классовым и национальным гнетом цели и задачи обществ взаимопомощи стали меняться. На сходках наряду с рассмотрением вопросов повседневных нужд рабочих уже обсуждаются требования об улучшении быта, увеличении зарплаты, сокращении продолжительности рабочего дня и др.
Один из первых Уставов профессионального союза рабочих щетинщиков.
Первые профессиональные организации рабочих в городах Беларуси возникают в конце 80-х годов ХІХ века. Их появление было тесно связано с революционными социал-демократическими кружками и группами, деятельность которых способствовала организации многочисленных стачечных касс. Первая касса появилась в 1888 году у чулочниц г.Вильно. В начале 90-х годов профессиональное движение распространяется по всем городам Беларуси. Летом 1894 г. 4 стачечные кассы – переплетчиков, слесарей, портных и щетинщиков, объединявшие 220 рабочих, образовались в Минске. Они дали возможность успешно выдержать несколько стачек. В том же году первые стачечные кассы появились в Гомеле, у кожевников Сморгони и Ошмян. В это же время возникает первый профессиональный союз, не ограниченный рамками одного города, – Всеобщий союз рабочих-щетинщиков. Он имел отделения во многих городах и местечках Витебской, Гродненской, Могилевской, Минской и других западных губерний. Под влиянием социал-демократических групп в середине 90-х годов в Минске образовалась организация рабочих мелкой и ремесленной промышленности. К июлю 1896 г. в нее входили 24 подпольных цеховых (профессиональных) союза, объединявших 1188 рабочих. Правда, союзы каменщиков, мясников и приказчиков не имели строго классового характера. Без них в городе действовал 21 союз с 912 членами. Каждый союз объединял в среднем 86,5% рабочих своей профессии. Основу союзов составляли стачечные кассы. Деятельность их координировалась общегородской межкассовой сходкой. Главной целью организации являлась борьба за улучшение экономического положения рабочих. С июля 1894 г. по июль 1896 г. под руководством союзов были проведены 54 стачки.
Отчет правления Витебского профессионального союза щетинщиков губернскому присутствию по надзору за деятельностью профессиональных обществ. 1908 г.
В 1898 году создан профсоюз кожевников, представлявший рабочих Сморгони, Ошмян, Белостока, Вильно. Чуть позже организационно оформился профсоюз печатников в Гомеле. Отделения этого союза в начале XX века существовали в Вильно, Могилеве, Витебске, Скиделе, Свислочи, других городах и местечках. Был проведен ряд стачек, в результате которых рабочий день был сокращен, существенно повысилась заработная плата, улучшилось обращение хозяев с рабочими. "Манифест" союза признавал кожевников частью российского пролетариата и призывал общими усилиями свергнуть самодержавие. В Сморгони союз кожевников в 1902 году приобрел такую силу, что по сведениям департамента полиции хозяева заводов и ремесленных заведений не могли ни уволить, ни принять на работу ни одного рабочего без согласия этого союза, значительно повысилась и зарплата рабочих.
Качественно новую полосу в рабочем движении Беларуси, которая характеризовалась образованными уже по производственному признаку профсоюзами, открыл 1904 год. Именно тогда началось массовое создание профсоюзов в Беларуси. Формировались профсоюзы в Витебске, Гродно, Могилеве, Орше и других городах. Это был этап сплоченной борьбы трудящихся, объединенных профессиональными союзами, для совместных выступлений в защиту своих экономических интересов. 1904 год, когда профсоюзы были созданы практически во всех крупных городах Беларуси, считается отправной точкой для отсчета возраста белорусских профсоюзов.
Революция 1905 – 1907 годов положила начало организованному этапу в развитии профессионального движения рабочего класса. Если раньше в стачечные кассы и создаваемые на их основе союзы объединялись преимущественно представители непромышленного пролетариата, рабочие ремесленных производств, то в последующем профессиональные союзы стали создавать "застрельщиков революции" – металлистов, печатников, текстильщиков, железнодорожников.
Принятие царским правительством 4 марта 1906 г. закона о легализации профсоюзов под названием "Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях" активизировало профсоюзное движение в Беларуси. По данному документу разрешалось учреждать союзы наемных рабочих и служащих на промышленных и торговых предприятиях для защиты экономических интересов, улучшения условий труда и быта, повышения профессионального и культурного уровня своих членов.
Однако профсоюзам запрещалось организовывать стачки, объединяться в пределах города, губернии и страны. Для контроля за их деятельностью учреждались губернские присутствия. Власти, полиция и жандармерия могли отказать в регистрации или закрыть организацию по любому поводу. Железнодорожные рабочие и служащие, работники почты и телеграфа, государственных учреждений, сельскохозяйственные рабочие вообще не имели права вступать в профсоюзы.
Движение за легализацию профсоюзов сравнительно широкий размах получило в Витебской губернии, где в 1906 – 1907 годах было легализовано 45 профсоюзов. В Гродненской губернии к концу 1906 года власти утвердили уставы 38 профсоюзов. В Минской губернии закон от 4 марта был встречен с недоверием, лишь со временем здесь легализовалось 15 профсоюзов. В Могилеве даже к весне 1907 года ни один из местных профсоюзов не добился утверждения своего устава. Деятельность союзов первоначально ограничивалась соответствующей профессией, часто весьма узкой. В Минске попытка организовать союз печатников, в который входили бы наборщики, литографские рабочие, переплетчики, граверы и сотрудники газет, не удалась. Большими считались союзы, объединявшие свыше 200 членов. На общем фоне выделялись профсоюзы кожевников Сморгони (один, внепартийный, объединял свыше 1100 рабочих, другой, бундовский, – 600), союз строительных рабочих в Витебске – 700 членов. В Гродно самым крупным был профсоюз рабочих табачной фабрики Шерешевского, насчитывавший в 1907 году 410 членов (25% рабочих). К концу мая 1907 г. на территории Беларуси существовал 101 профсоюз, в котором насчитывалось 14553 члена.
В это время профсоюзы были революционно активные и сильно политизированные, поэтому к 1910 году почти половина их была запрещена, а в первую мировую войну практически все профсоюзы перестали действовать. В первую очередь закрывались те, что находились под влиянием РСДРП и других революционных партий, которые использовали профсоюзы для организации легальной борьбы против царской власти. Закрытие профсоюзов правительство рассматривало как меру борьбы с революционным движением.
Рубеж ХХ – ХХІ веков оказался для профсоюзов республики сложным. Это был фактически рубеж самоопределения: что есть профсоюзы, востребованы ли они людьми, воспринимаются ли они новым государством. В плане общественно-политическом для Федерации профсоюзов Беларуси наиболее значительной по своим последствиям была конституционная реформа. В результате республиканского референдума, проведенного в ноябре 1996 г., в Конституцию Республики Беларусь были внесены изменения, направленные на укрепление единства власти и повышение качества управленческих процессов в стране.
ФПБ изначально поддерживала эти изменения и дополнения, поскольку они усиливали социально-экономические права граждан. В частности, дополнения к статье 14 Конституции Республики Беларусь устанавливали, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.
Перемены в конституционно-правовом устройстве и социально-экономическом развитии Республики Беларусь в конце 1990-х годов обусловили изменение правового положения профсоюзов и соответствующую корректировку их деятельности. В соответствии с изменением экономического строя, новым правовым статусом общественных организаций и уставными положениями профсоюзов на первый план закономерно выдвигалась главная задача профсоюзов – последовательная защита трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.
В этот период получили развитие общественные тенденции в управлении профсоюзами, их структурами. Были созданы координационные советы председателей профкомов первичных организаций в городских и районных центрах (в 1996 г. их было 86), городские и районные отраслевые советы профсоюзов (в 1996 г. – 124), действовавшие в основном на общественных началах. В 1996 году членские организации ФПБ объединяли 3958866 человек (97,4% всех работающих на предприятиях, где были созданы профсоюзные организации), в 2002 году – 3006117 членов профсоюзов, или 89,8%.
В целом вся деятельность ФПБ в последние годы была направлена на консолидацию профсоюзного движения Беларуси, повышение роли и влияния профсоюзов в обществе, укрепление социального партнерства на всех уровнях. За прошедшие годы удалось решить немало важных вопросов, но еще больше предстоит сделать в ближайшие годы.
2. Функции профсоюзов
- Назовите функции профсоюзов. ( организационная, регулирующая, защитная, контролирующая, информационная, представительская)
- Какие интересы рабочих защищают профсоюзы? (экономические, социальные, трудовые)
- Чем являются современные профсоюзы? ( самой массовой общественной организацией; единственным посредником между работодателем и работником)
Функции профсоюзов
А) Защитная
Б) Представительская
А) Взаимоотношения между профсоюзом – предпринимателем
Б) Взаимоотношения между Профсоюзом – государством.
3. Правовая основа современного профсоюзного движения в Беларуси:
- Конституция Республики Беларусь
- Трудовой кодекс Республики Беларусь
- Закон Республики Беларусь о профессиональных союзах
- Указ Президента Республики Беларусь о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам
- Указ Президента Республики Беларусь о развитии социального партнерства в Республике Беларусь
- Работа в группах «Права и обязанности несовершеннолетних в области трудового права»
1 группа: Возникают ли проблемы у молодежи в реализации своих способностей и интересов в начале трудовой деятельности? Как можно решить эти проблемы?
2 группа: Как по - вашему, что зависит от государства в области реализации права на труд молодых людей и подростков?
3 группа: Исходя из той информации, с которой вы сегодня познакомились, ответьте на вопрос: может ли профсоюз защитить права подростка, если нет, то почему, если да, то каким образом?
5. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
Каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних?
предусмотрено систематическое медицинское освидетельствование несовершеннолетних;
продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска 31 календарный день; трудовой договор, заключённый
с несовершеннолетним, можно расторгнуть только с согласия
государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних
Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?
Для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов; для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов; для совмещающих работу с учёбой в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа; для совмещающих работу с учёбой в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа
Где и когда запрещается использовать труд несовершеннолетних?
В ночное время; на работах с вредными и опасными условиями труда; на подземных работах; на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, в ночных барах и клубах, производство алкогольных напитков, табачных изделий
и торговля ими)
Подведение итогов
«Учимся ориентироваться на рынке труда»
«Каждый человек имеет право на труд,
на свободный выбор работы и на защиту от безработицы»
Цели: заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора белорусской общественной жизни.
Задачи:
- Способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества для пробуждения учеников к использованию знаний в реальной общественной деятельности;
- Содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции;
- Способствовать повышению мотивации, участия молодежи в профсоюзном движении;
- Развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения: урок-аукцион.
Организационно-педагогические условия урока-аукциона:
- При подготовке к уроку необходимо подготовить вопросы, имеющие разноплановую стоимость.
- Работа учащихся строится как индивидуально, так и в группах.
Материально-техническое оснащение:
- Мультимедийная установка с презентацией урока.
- Оценочный лист «Игровое поле».
- Монеты.
- Музыкальное оформление.
- Атрибуты, необходимые для проведения аукциона (молоток и др.).
Урок происходит с использованием законов рынка, аукционных технологий, знания трудового кодекса Республики Беларусь, Устава белорусского профессионального союза. Знания на уроке – аукционе обладают экономической ценностью и на игровом рынке они выступают в качестве товара.
Структура урока-аукциона:
Первый этап дает возможность всем учащимся составить начальный капитал своего банка. Тема первого тура «Я умею считать». Девиз «Если в новой ситуации ты можешь воспользоваться знаниями, то твои знания особо прочны»
Методика проведения аукциона:
Это интеллектуальное состязание на основе имитации аукционной «продажи» в игровом оформлении. Цели интеллектуального аукциона:
- содействовать укреплению авторитета знания и лидерства знающего;
- стимулировать интерес к интеллектуальным и художественным ценностям;
- обогатить школьников новой для них информацией.
Сущность интеллектуального аукциона в «продаже» и «покупке» духовной ценности, материализованной в книге, репродукции, диске и т.п. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Следовательно, музыкальный диск того или иного композитора, исполнителя и т.д. приобретает тот, сведения которого даны до третьего удара гонга.
Методика проведения интеллектуального аукциона основана на его игровом оформлении, имитирующем аукционную «продажу»:
- Предъявление и показ аудитории «товара», сопровождающиеся похвальными словами в его адрес.
- Объявление «платы» за предложенный «товар».
- Прием первых «взносов-платежей».
- Энергичное предложение ведущего увеличить «плату».
- Четкое соблюдение условного времени для предъявления новой «платы»: счет раз-два-три, сопровождаемый ударами молоточка.
- Вручение «товара» тому «покупателю», кто последним «назначил цену», т.е. сообщил сведения, до этого времени не названные.
Поздравление «покупателя», который приобрел «товар». И далее вновь в этой же последовательности, но с новым «товаром».
При проведении интеллектуального аукциона важно соблюдать следующие условия:
• проводить интеллектуальный аукцион в одинаковых возрастных группах, чтобы обеспечить равные «покупательские возможности» участников.
- в ходе проведения аукциона ведущий обязан четко фиксировать первенство поднятой руки, предоставляя право данному участнику первым сделать свой «взнос».
- ведущим аукцион может быть только хорошо подготовленный учащийся, владеющий информацией о предмете «продажи».
имитируемая купля-продажа должна проходить в веселой, чуть иронической тональности, однако с сохранением серьезного, заинтересованного отношения к содержанию предлагаемых «товаров».
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой заключительный этап при изучении курса тематических уроков для учащихся 3 курса профессионально-технического колледжа, посвященных деятельности профсоюзов.
Цель данной работы:
- обобщить знания о современном профсоюзном движении, правах и функциях профсоюза, трудовых правах и гарантиях работников;
- способствовать повышению мотивации участия молодежи в профессиональном движении;
- помочь выпускникам понять, что сила в единстве, в осознании самоценности права на уважение и соблюдение прав каждого человека.
Знакомство с правилами проведения аукциона
Перед началом аукциона участники получают в банке краткосрочный кредит до конца аукциона в размере 1000 условных монет под 20%. В конце аукциона все должны вернуть в банк по 120 монет. Одновременно участники получают номер. Ведущий аукциона объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов. Расчеты ведутся в безналичной форме.
1 ЭТАП
Открытый лот – «Конкретный вопрос».
Правила первого этапа:
- Участникам задается конкретный вопрос.
- Право на ответ можно купить, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов.
- Первоначальная стартовая цена каждого лота – 100 монет, торговый (аукционный) шаг – 50 монет.
- Называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед аукционом.
- Участник, купивший лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот.
- За правильный ответ на вопрос участник получает вознаграждение от 1000 до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса.
- Если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не возвращаются.
Вопросы
- Что означает слово «профсоюз»?
Ответ: Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
- Зачем нужны профсоюзы?
Ответ:
- Кто может быть членом профсоюза?
Ответ: «Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов». Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948г. ст.23.
- Назовите основное требование профсоюзов XIX века, связанное с «любимым» числом женщин.
Ответ: 8-часовой рабочий день.
- Где и когда зародилось профсоюзное движение?
Ответ: Англия на рубеже 18 - 19 веков.
- Что означает термин тред-юнионизм?
Ответ: «Трейд» - профессия, «юнион» - союз.
- Почему на заре развития профессионального движения женщин не принимали в профсоюз?
Ответ: В Англии право женщин на работу не признавалось.
- В качестве кого нанимали женщин?
Ответ: В качестве штрейкбехеров, т.к. женская рабочая сила была гораздо дешевле мужской.
- Чьи интересы защищают профсоюзы?
Ответ: интересы трудящихся.
2 ЭТАП
Открытый лот – «Область знаний. «Социально-экономические и трудовые интересы работников»
Правила 2 этапа:
Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос составляет 1000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто больше?
Вопросы
- Что относится к социально-экономическим интересам работников?
Ответ: К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение. К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например, обеспечение жильем).
- Что относится к трудовым интересам работников?
Ответ: К трудовым интересам относятся – условия труда, система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.
- Что представляет собой социальный пакет?
Ответ: Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте, гарантия сохранения рабочего места, выполнение трудового законодательства.
- Проблемный вопрос:
Какие задачи стояли перед профсоюзным движением на всем протяжении его существования?
Ответ на проблемный вопрос: Защита интересов работников, улучшение условий их труда, системы оплаты, представление интересов работников перед работодателями и на государственном уровне.
- Что такое «минимальная заработная плата»?
Ответ: Минимальная заработная плата – это плата за неквалифицированный, самый простейший труд. В странах, где не сформирован рынок труда, где бушует экономический кризис, где слаба роль профсоюзов, минимальная заработная плата может быть ниже прожиточного минимума.
- Коллективный договор – это…
Ответ: Коллективный договор – это документ, регламентирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работниками и работодателями.
- Почему на заре развития профессионального движения женщин не принимали в профсоюз?
Ответ: В Англии право женщин на работу не признавалось.
- В качестве кого нанимали женщин?
Ответ: В качестве штрейкбехеров, т.к. женская рабочая сила была гораздо дешевле мужской.
- Чьи интересы защищают профсоюзы?
Ответ: интересы трудящихся.
3 ЭТАП
Полузакрытый лот – «Область экономических знаний»
Правила 3 этапа:
На продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определенная область знаний или раздел. Участник узнает точную формулировку после того, как он купит выставленный лот. Первоначальная стартовая цена – 100 монет, торговый шаг – 50 монет. Цена за правильный ответ составляет 1250 монет.
Вопросы
- Рынок труда – это …
Ответ: Рынок труда – особая область рыночных отношений, где свершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.
- Безработица – это …
Ответ: Безработица – ситуация на рынке труда, при которой предложение рабочей силы превышает спрос на нее.
- Контракт – это …
Ответ: Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами труда.
4 ЭТАП
Закрытый лот – «Неизвестный вопрос»
Правила 4 этапа:
На этом этапе участники покупают закрытый лот, не зная ни вопроса, ни области знаний. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Вознаграждение за правильный ответ – 1500 монет Вопрос объявляется лишь после того, как кто-либо купит лот.
Вопросы
- Что нужно делать, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда?
- Почему наниматели идут на то, чтобы заключать коллективные договора с профсоюзами, ведь повышение ставок зарплаты им невыгодно?
- Могут ли профсоюзы влиять на размер зарплаты на предприятиях, где отсутствует профсоюзное движение?
- Почему государство заинтересовано в заключении коллективных договоров между профсоюзами и работодателями?
- Что нужно делать, чтобы в профсоюзы шли молодые люди, начинающие свой рабочий путь, учебу в вузе или учреждении среднего специального профессионального образования?
5 ЭТАП
Подведение итогов
Подведение итогов. В ходе конкурентной борьбы, как правило, кто-то увеличивает свой капитал, а кто-то теряет. Но, тем не менее, есть победители, но нет проигравших.
- Выставляются оценки согласно условиям игры.
- Понравилась ли вам такая форма работы? Почему?
- Открыли ли вы в себе что-то новое?
Рефлексия
Дидактические задачи: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения с позицией
«Я» «Я», как работал, допускал ли ошибки?
«Дело» «Дело»: Понял ли я материал, узнал ли что-то новое?
«Мы» «Мы», поняли, что…
Заключение
Заключение – обращение к учащимся, домашнее задание
Скоро вы вступите на рынок труда. Поэтому, чем более правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будете чувствовать себя в условиях этого рынка. Особо рекомендую обратить внимание на повышение роли уровня квалификации, обусловленного, прежде всего, уровнем образования, в современных рыночных условиях. Помните, что никто вам ничего не должен.
Важно получить образование и опыт работы. Важно самому быть целеустремленным и действовать. Важно составить свой жизненный план, где должны быть зафиксированы ваши представления о собственной жизни через год, через пять лет и то, что для этого нужно сделать. Пусть составление такого жизненного плана будет вашим домашним заданием.
раскрыть » / « свернуть